Фетуллаха Гюлена, обвиняемого турецкими правителями в организации попытки государственного переворота, вновь уличили в “наличии примесей армянской крови”. Средства массовой информации, контролируемые Реджепом Эрдоганом, не в первый раз тиражируют сведения относительно армянского происхождения предводителя религиозно-философского движения “Хизмет”, являющегося в последние годы главным возмутителем спокойствия на политической арене Турции.
Новые аргументы в пользу версии об “армянском заговоре” не выглядят убедительными. Но само их количество и настойчивость, с которой они распространяются, позволяет заметить, что обвинение в наличии армянской крови по-прежнему является в Турции самым действенным инструментом дискредитации оппонентов. Что же в действительности общего между Гюленом и армянами?..
Армянские корни родового древа лидера нурсистов первым взялся откапывать депутат меджлиса от Партии националистического движения, бывший директор Турецкого исторического общества Юсуф Халачоглу. Его инициативу поддержала газета “Star”, опубликовав докладную записку главы турецкой жандармерии Джевдета Сарала, в которой содержался намек на армянское происхождение Гюлена. Куда дальше зашел журналист Мурад Альперен, заявлявший, что Фетуллах Гюлен - чистокровный армянин и деды его в свое время истребляли турок. В 2014 году информационный портал “Turkishnews.com” развил эту версию. Согласно источникам этого сетевого издания, армянский дед влиятельного проповедника в 1915 году работал у некоего турка Ибрагим-бея, против которого восстали армяне. Якобы предок Гюлена помог “соотечественникам” убить своего работодателя, после чего покончил жизнь самоубийством. Отец же лидера “Хизмета”, согласно версии издания, взял турецкое имя и, женившись на турчанке, решил провозгласить себя правоверным мусульманином, проклиная всех армян. А вот газета “Kapsam Haber” даже утверждает, что предки Фетуллаха Гюлена, якобы причастные к “массовым убийствам мусульман”, некоторое время были вынуждены скрываться в Ереване. Еще один аргумент в пользу “скрытого армянофильства” Гюлена связан с женитьбой его приемного сына Эйюпа Джана и прогрессивной писательницы Элиф Шафак, не скрывающей своего сочувствия к армянам. За ее призывы признать и осудить геноцид 1915 года прокуратура дважды предъявляла ей обвинения по пресловутой 301-й статье Уголовного кодекса, карающей за “оскорбление турецкой идентичности”. Шафак действительно одна из немногих представителей творческой интеллигенции Турции, открыто выступающих с призывами осудить преступления младотурецкого режима. Но достаточно ли этого для того, чтобы считать Фетуллаха Гюлена армянином или армянофилом? Думаю, вряд ли.
Признание армянского геноцида “инкриминируют” и самому Гюлену. В прошлом году газета “Yeni Safak” опубликовала факсимиле письма за его подписью, якобы адресованного главе Константинопольского престола Армянской Апостольской Церкви. Письмо датировано июнем 1965 года. В послании, приписываемом Гюлену, отмечается, что его автор безмерно уважает армян и разделяет их горе в связи с событиями 1915 года. “Не могу вспоминать без проклятий о большом геноциде армян. С болью в сердце осуждаю убийство последователей вашего великого пророка Иисуса со стороны необразованных исламских граждан”, - говорится в опубликованном письме. Сам Фетуллах Гюлен открестился от подписи под посланием, назвав документ фальшивкой.
Полностью исключать возможность того, что кто-то из дальних предков Фетуллаха Гюлена действительно был армянином, нельзя, поскольку чистокровных турок в природе почти нет. Известно, что Гюлен родился в 1941 году в деревне Коруджук, находящейся недалеко от Эрзрума. Поселок этот в свое время был армянским и назывался Каруджур (в переводе — “камень и вода”). Вполне может быть, что прадед проповедника во время абдулгамидовских погромов 1895 года действительно сменил имя и религию, чтобы сохранить жизнь. Куда менее вероятно, что произошло это в 1915-м. Затрудняясь давать оценку слухам относительно этнической чистокровности Гюлена, замечу лишь, что его общественные взгляды и политические воззрения позволяют причислить его к числу самых радикальных армянофобов. Известно, что его философское учение является по сути пантюркистским. А пантюркизм сам по себе предполагает ликвидацию если не армян как народа, то по крайней мере Армении как государства. Вот что пишет о Фетуллахе Гюлене видный российский исламовед, руководитель Центра регионального и этнорелигиозного анализа Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов: “Изучение деятельности секты Гюлена в среде азербайджанской диаспоры России показывает, что “наставники” внушали адептам идеи о необходимости создания пантюркистского государства, включающего в себя Турцию, Азербайджан, республики Средней Азии, мусульманские регионы России, и построенного на принципах “правильного ислама”. В качестве “исконных турецких земель”, которые должны войти в состав Великого Турана, рассматриваются также Дагестан, Крым и Гагаузия и даже Белоруссия и Литва”. Так как же может быть армянофилом человек, обещающий азербайджанцам включение Армении в состав “Великого Турана”?..
Тесные религиозные, идеологические и военно-политические связи секты Гюлена с Азербайджаном известны давно. В Баку идеологи движения “Хизмет” распространяли свое влияние прежде всего посредством образовательных центров. В Азербайджане Фетуллах Гюлен до недавних пор финансировал 12 школ, лицеев и университетов. Года два назад в прессу просочились любопытные подробности инцидента, имевшего место в бакинском университете “Кавказ”. Студентам там поручили выучить наизусть и зачитывать перед лекциями проклятие, которое Гюлен наслал на Эрдогана. И даже после этого случая университет “Кавказ” продолжал действовать. Закрыли его лишь позавчера после соответствующего требования, поступившего из турецкого посольства.
Фетуллах Гюлен по сей день пользуется в Баку немалым влиянием. Своих людей у него там немало. Симпатизирующий нурсистам лидер движения “Друзья Азербайджана” Эльман Мустафазаде не так давно публично призвал последователей Гюлена покончить с “грузинским отпрыском Эрдоганом, растоптавшим честь турецкой нации”. (Турецкий премьер не скрывает того, что является этническим лазом. Его предки были принявшими ислам грузинами.) Многие из бывших правителей Азербайджана, ныне состоящих в оппозиции, продолжают поддерживать тесные контакты с приближенными Гюлена. Народный фронт Азербайджана и партия “Мусафат” в годы карабахской войны пользовались помощью, которую “Хизмет” посылал братьям по вере для борьбы с “неверными”. Правящая же администрация Гюлена сторонится. Ильхам Алиев не простил ему того, что в начале 90-х годов он покровительствовал организаторам заговора против тогдашнего президента Гейдара Алиева. Гюлен же не простил Алиеву-младшему того, что он приказал закрыть принадлежащий секте “Хизмет” бакинский телеканал “Саманйолу”. На этом фоне странным выглядит история, связанная с закрытием бакинского телеканала “ANS”. Этот канал, полностью контролируемый правящей администрацией и служащий ей верой и правдой, 4 дня назад позволил себе выдать в эфир эксклюзивное интервью с Гюленом. При этом комментарии репортажей службы новостей “ANS” были пропитаны сомнением в официальной версии последних событий, которые Эрдоган называет “попыткой государственного переворота”. И хотя после крайне резкой реакции из Анкары телеканал временно закрыли, остается загадкой – как такое вообще могло произойти.
Известны и тесные связи Гюлена с радикалами и с исламистскими экстремистскими группировками, действующими в разных странах Европы. Во многих государствах, в частности в России, секта “Хизмет” признана террористической организацией. В 2012 году решением московского суда ряд книг Гюлена был включен в список экстремистской литературы. Несмотря на это, “Хизмет” продолжает вести в России подпольную охоту за человеческими душами. То же самое происходит и в Грузии. На днях консул Турции в Аджарии заявил, что в мусульманонаселенных районах Грузии Гюлен финансирует несколько школ, воспитанники которых могут стать потенциальными террористами. В ходе состоявшейся во вторник встречи с Бинали Йылдырымом грузинский премьер Георгий Квирикашвили пообещал во всем разобраться.
Не так давно стало известно, что Гюлен пытался распространить свое влияние даже на Армению. На официальном сайте движения “Хизмет” года два назад появилась любопытная публикация. В ней говорится: “Несмотря на большое противостояние, Фетуллах Гюлен провел работу по учреждению образовательной программы в Армении. Он убедил группу турецких бизнесменов открыть школу для молодежи в столице Армении”. Из этой публикации следует, что некое армянское учебное заведение пользовалось финансированием радикального исламского проповедника, деятельность которого считается террористической в большинстве стран мира. Смею предположить, что если нечто подобное действительно имело место быть, доноры руководствовались вовсе не гуманитарными, а исключительно политическими соображениями. О мотивах доноров догадаться несложно. В связи с этим хотелось бы услышать комментарии со стороны ответственных государственных структур, в первую очередь - Министерства образования и службы национальной безопасности.
Артем Ерканян, "Новое время"