Интервью политолога Левона МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯНА порталу Voskanapat.info
- В последние годы азербайджанская пресса увлеклась новой, как Вы однажды выразились, забавой. Она внимательно отслеживает статьи, репортажи, теле- и радиопередачи, в которых каким либо образом упоминается Нагорно-Карабахская Республика или Республика Армения, а также любое явление, относящееся к армянскому народу, после чего начинает забрасывать источник «письмами протеста». Как Вы считаете, какие цели преследует подобная активная деятельность?
- В Азербайджане на государственном уровне составлена и принята к исполнению программа по дискредитации армянского народа, принижении или даже отрицании его вклада в общемировую культуру. Это очень важная составляющая азербайджанской пропаганды.
Надо сказать, что это весьма опасное на бытовом уровне явление. Это – пропаганда для недалеких обывателей. Грамотное население любого государства не может не знать и не восхищаться армянскими учеными, деятелями искусства, писателями, полководцами… Имена Комитаса, А. Хачатуряна, братьев Орбели, Ш. Азнавура, В. Сарояна, О. Туманяна, О. Баграмяна – список можно продолжать до бесконечности – дороги не только армянам. Это люди, поднявшие армянскую науку, культуру, армянское искусство до уровня мировых достижений. Но Азербайджан в своей пропаганде делает ставку на духовно и интеллектуально ущербных людей, ту самую чернь, которую, к сожалению, можно найти в любом обществе.
- Как Вы считаете, деятельность Азербайджана по дискредитации армянского народа имеет успех? И если да, то почему?
- В определенной степени, да. Особенно в той среде, которую я упомянул: среди людей с недостаточным образованием и низким интеллектом. Попробуйте рассказать человеку с четырьмя классами образования о том, что одним из лучших художников маринистов в истории человечества был армянин Ованес Айвазян (И. Айвазовский). Особенно если этот человек в жизни не видал моря и никогда не слышал об Айвазовском, тем более, слово «маринист». Это – практически нерешаемая задача. Куда легче в его сознании умещаются слова: «Армяне украли у азербайджанцев». Дальше уже неважно. Слово «украли» в сознании неуча застревает прочно.
Также надо отметить, что к нынешней активной антиармянской пропаганде Азербайджан готовился долго, на протяжении десятилетий. Выражалось это и в «присвоении» отдельных армянских исторических деятелей – Мхитар Гош, Мовсес Каланкатуаци, Вардан Аревелци, Давтак Кертох – и в массовых изъятиях у армянского населения Азербайджанской ССР ковров и карпетов ручной работы. Изымали даже попоны с вышивкой. Естественно, с последующей публикацией роскошного фолианта «Азербайджанский ковер». Вслед за этим стали присваиваться храмы, архитектурные комплексы и т.д., затем уже и армянские исторические территории, с преднамеренно искаженными топонимами, стали объявляться «азербайджанскими».
Таким образом, если сегодня Азербайджан устами своего президента объявляет Ереван и Эчмиадзин «азербайджанскими городами», то это всего лишь продолжение логики политики присвоения, или, говоря более понятным языком: воровства. В самом деле, кому может принадлежать земля, на которой ковроделы ткали «азербайджанские» ковры, архитекторы возводили «азербайджанские» церкви, «азербайджанские» поэты воспевали эти церкви и храмы? Одновременно, как я уже сказал, проводится целенаправленная дискредитация армянского народа, что уже представляет угрозу национальной безопасности армян во всем мире.
- Как Вы считаете, почему в свое время армянские ученые не дали по зарвавшимся рукам азербайджанских фальсификаторов?
- На академическом уровне это, конечно, делалось. Но, во-первых, академический уровень не был доступен рядовому читателю; во-вторых, как я уже сказал, азербайджанская пропаганда была адресована не самому интеллектуальному потребителю. Кроме того, времена были другие, когда человек, назвавший вора иной национальности вором, легко мог быть обвинен в шовинизме и иных «преступных деяниях». В СССР свирепствовал возведенный до абсурда пролетарский интернационализм. Наконец, я знаком со многими учеными армянскими, которые по сей день наивно полагают, что «в глупости азербайджанских ученых никто не поверит». Подобное поведение я называю обратной стороной этнического провинциализма: им кажется, что все в мире изучают армянскую историю и людям прекрасно известно, кто есть кто в Передней Азии. Между тем, это совершенно не так. Помню, как в аэропорту Майами офицер-пограничник долго выпытывала у меня: где она находится, указанная в моем паспорте Республика Армения? Мол, слышала, но не могу представить. Я тогда попытался отшутиться, сказал: рядом с Азербайджаном. Так она возмутилась, решила, что я над ней подшучиваю: нечего, мол, труднопроизносимыми словами дразнить. Правда, с тех прошло немало лет, но, уверяю, ничего кардинально не изменилось.
- Кстати, в последние годы Азербайджан все чаще обращается к теме самоназвания армян, стремясь при этом создать впечатление, что армяне и хай-и – разные народы. Что Вы на это скажете?
- А что я могу сказать? Вы предлагаете, чтобы я комментировал бред неучей, не ведающих о том, что у большинства народов мира самоназвание (эндоэтноним) не совпадает с названием, используемым по отношению к ним другими народами (экзоэтнонимом)? Хотя слово «неуч» является как бы оправдательным: в данном случае неучи лишь подхватили и распространяют то, что придумали их более грамотные профессиональные провокаторы.
Эту безграмотную чушь впервые, если я не ошибаюсь, стал использовать недавно умерший Р. Мустафаев, ныне эстафету подхватила его супруга, а по команде сверху тиражируют далеко не самые интеллектуальные представители азербайджанской журналистики.
К слову сказать, этот псевдонаучный бред даже в Азербайджане может найти отклик лишь в кругах, далеких от простой логики. Ибо самоназванием самих закавказских турок является слово «мусульманин». Правда, кроме закавказских «мусульман» и сикхов я не припомню другого примера конфессиоэтнонима, но, что есть, то есть. В Азербайджане, в каком-нибудь Гейчае, вы легко можете найти человека, именующего себя мусульманином (то есть закавказским турком), а своего знакомого, также исповедующего ислам шиитского толка – талышом.
- Но ведь в Азербайджане утверждают, что на древних и средневековых картах мира не упоминается государство Айк или Айастан, а только лишь Армения.
- Все правильно. На древних картах, составленных римлянами, арабами, греками, китайцами, иранцами и т.д. написано Армения. Ибо именно так, с небольшими фонетическими изменениями, звали они страну армян. Страна армян – Армения. А на армянских картах это же государство именовалось Айк, впоследствии – Айастан. Точно так же, как на издаваемых ныне в Азербайджане политических картах мира Германия, например, именуется «Алмания» или «Алманистан». Однако сами немцы (обратите внимание, сколько разных корней используется для обозначения одного и того же народа) на своих картах именуют свое государство Дойчланд.
Если очень хочется соврать, считают, наверное, в Баку, то любые средства сгодятся. Но я бы хотел обратить ваше внимание на другой факт: ни в одной из древних, средневековых и даже карт нового времени государство Азербайджан не упоминается. Ни под каким названием. Существовавшее в раннем Средневековье на этой территории государственное образование – Кавказская Албания – не имеет никакого отношения к тюркам. Затем там были персидские ханства, потом огузские бегларбекства, после чего вновь иранские ханства, российские губернии. Азербайджан родился в результате военной интервенции в Закавказье в 1918 году, затем был советизирован в 1920 году. Большевики оставили это искусственное название с сепаратистским подтекстом, так как оно соответствовало их планам по экспорту революции на восток.
- Так значит, страна под названием Азербайджанская Республика является плодом сепаратистских настроений Турции?
- Я хотел бы заметить одно: Страны под названием Азербайджанская республика не существует в природе. Азербайджанская республика – это государство, а не страна.
Страна – это исторически принадлежащая единому этносу территория, возделываемая им на протяжении тысячелетий, обильно политая потом и кровью сотен поколений этого этноса. Страна – это родительница, это пространство, на котором сама кормилица земля образовалась из праха твоих предков. Это – духовная и материальная связь поколений. Страна – это территория, на которой формировались национальный дух, национальное восприятие мира, мировоззрение, менталитет, наконец, кухня, одежда…
А государство – это организация, которая всегда имеет временный характер. Государство может распасться, расшириться, словом, менять конфигурации. Страна – величина постоянная. Китай, Индия, Армения, Иран, Испания, Греция – это страны. Напротив, Турция, Азербайджан, США – государства. Говорить об этих государствах, как о странах, неправильно и даже юридически неверно. Государство – это аппарат. Оно может олицетворять собой насилие, а может и приносить пользу. Это – не суть важно, если речь не идет о степени изношенности аппарата, времени его функционирования. А страна – это территория, вобравшая в себя ощущение исторической памяти, души и пространства. Это – вечное явление.
А государство Азербайджан действительно родилось вследствие экспансионистских устремлений Турции. Как и Северный Кипр в 1974 году.
- Вы не находите ничего общего между Северным Кипром и НКР?
- Вы повторяете распространенную ошибку, когда ищете параллели между Нагорно-Карабахской Республикой и Северным Кипром. Население Северного Кипра – это пришлые на острове турки, не имеющие ни исторических, ни этнических прав на эту территорию. Северный Кипр – это отторгнутая от аборигенов острова территория, на которой турки пытаются построить не столько государство, сколько трамплин, военную базу для дальнейшей экспансии вглубь, вначале острова, а затем и Греции. «Неоосманизм» Турции, о котором часто говорится в последнее время, это никогда не предававшаяся забвению концепция внешней политики Турции.
Однако с другой армянской территорией – Нахиджеваном, Северный Кипр имеет очень много общего. Так же как и Северный Кипр, Нахиджеван находится под оккупацией пришлых тюрок, так же, как и Северный Кипр, создавался и воспринимается турками в качестве плацдарма для дальнейшей экспансии.
- Левон Грантович, в азербайджанской прессе Вас часто обвиняют в искусственном нагнетании напряженности между населяющими Азербайджан народами, провоцировании сепаратистских настроений.
- Вы знаете, эти «обвинения» не просто смешны и глупы, они уже неинтересны. В самом деле, я пишу о том, что в вооруженных силах Азербайджан свыше трех четвертей погибших составляют представители коренных народов, а в ответ слышу, что я разжигаю сепаратизм. Портал Voskanapat.info выражает соболезнование родным и близким замученного в азербайджанских застенках талышского патриота и просветителя Новрузали Мамедова, и вновь в ответ обвинения в провоцировании сепаратизма. Получается интересно: когда мы пишем о том, что в Азербайджане по ложному обвинению арестован редактор популярной газеты Эйнулла Фатуллаев, или в Нахиджеване имеют место случаи фашистского обращения со стариками, в Азербайджане на это закрывают глаза и набирают в род воды. Но как только в моих публикациях упоминается представитель коренного народа, там встают на дыбы. Думаю, это лучшее подтверждение того, что в Азербайджане проводится политика этнической дискриминации и вытеснения из республики аборигенных народов.
Как это умеют делать в Азербайджане, нам, армянам, к сожалению, хорошо известно. Возможно, именно по этой причине у нас развито чувство сострадания и приобщения к проблемам коренных народов Азербайджана, с которыми мы тысячелетиями живем по соседству. И если бакинские власти не в состоянии понять этого чувства, то это их проблемы. По моему глубокому убеждению, талыши, лезгины, аварцы, цахуры, удины и другие коренные народы Азербайджана достойны лучшей, чем есть, участи.
Дружеское чувство к коренным народам у меня лично возникло не сегодня, как об этом пишут мои оппоненты из Баку. В годы Карабахской войны я лично, а также подавляющее большинство офицеров Армии Обороны НКР, оказывали посильную помощь многим пленным представителям коренных народов совершившего против нас агрессию государства. Если бы я был уверен, что этих людей в Азербайджане не посадят, или, согласно правилам Азербайджанской республики, не убьют, я бы опубликовал их имена и фотографии. К сожалению, в Азербайджане попавших в плен к армянам солдат привычно сажают на долгие годы. Что же будет с людьми, которые в плену дружили с армянами? Однако сами эти люди, не сомневайтесь, прекрасно разбираются в том, кто является их истинным другом, а для кого они являются лишь пушечным мясом.
Во время войны к нам в плен попал удин из села Нидж. Отношение к нему было, естественно, самое дружеское, мы понимали, что он не по своей воле оказался у нас на Родине. А в одной из наших частей воевал мой товарищ, тоже удин и уроженец села Нидж, Фаримян Овик. Когда Овик и пленный встретились, они обнялись и долго стояли молча. Наши видавшие виды бойцы едва удерживали слезы. Выяснилось, что Овик и пленный – одноклассники, десять лет учились в одном классе, да и жили по соседству. «Пленного» мы, по его же просьбе, обменяли в первую очередь, так как он беспокоился за родных, которых могли наказать за его «измену». Утром, в день обмена, наш «пленный» друг попросил, чтобы его избили. «Пусть они видят, что вы меня били, иначе мне, как удину, никак не оправдаться». А из наших ни у кого рука не поднималась… Сейчас наш «пленный» в Москве, продолжает поддерживать дружбу с нами.
Были и другие истории, с аварцем, например, он нам рассказал, как аварцы в 1988 году защитили немногочисленные армянские семьи в Белоканах от прибывших в город тюрок. И это была чистая правда. Словом, мои дружеские чувства к коренным народам Азербайджана зиждутся не только на истории, но и на конкретных фактах. Надеюсь, когда-нибудь настанет время, когда все эти истории можно будет рассказывать без опасений за судьбу товарищей.
- Спасибо.
- Вам спасибо.
Беседу проводила Гоар КАРАПЕТЯН