Едва ли не главным внешнеэкономическим трендом конца прошлого года для Армении стало (по меньшей мере – на словах) развитие отношений с Ираном. Тут кстати подоспел и визит президента Ирана в нашу страну, и проведение в Ереване крупного армяно-иранского бизнес-форума. Что на самом деле получится из множества озвученных двусторонних планов, пока сказать трудно. Во всяком случае есть немало проблем, решение которых крайне желательно для интенсификации экономических отношений между странами. О некоторых из них корр. "ГА" рассказал человек, который не понаслышке знает о нашем южном соседе, – председатель Ассоциации транспортных экспедиторов Армении Макар АРАКЕЛЯН.
ПО РАБОТЕ Я ЧАСТО ЕЗЖУ В ИРАН И ДОЛЖЕН СКАЗАТЬ, ЧТО ПОМИМО ЕЩЕ действующих западных санкций в отношении этой страны есть некоторые вопросы, которыми мы не владеем или владеем недостаточно хорошо… Должен сказать, что, несмотря на негативное влияние санкций на экономику Ирана, это довольно развитая и самодостаточная страна, в частности - с точки зрения обеспечения себя продовольственными товарами. Так, в 2016 году президент Ирана официально объявил, что страна полностью обеспечивает себя собственной пшеницей… Что касается Армении и армянских бизнесменов, то мы должны быть более информированными насчет законов по ввозу товаров в Иран.
Так, например, в отношении любой продукции, импортируемой в эту страну, нужно заранее получить разрешение: там нет понятия свободной торговли. Таким образом, даже если армянский или иранский бизнесмен подсчитал, что будет выгодной поставка той или иной продукции из Армении в Иран, ему сначала в обязательном порядке надо получить разрешение на ввоз от соответствующего иранского министерства. Причем в разрешении указывается не только наименование товара, но и его объем. А прежде чем выдать такой документ, иранское ведомство проверяет потребность в этом товаре своей страны. И если выяснится, что в стране есть производство аналогичной продукции, то таможенная ставка, исходя из соображений защиты собственного рынка, может резко подняться…
На мой взгляд, сейчас мы должны акцентировать внимание на развитие автотранспортной составляющей с Ираном. Это первейшее условие для развития отношений с южным соседом. Тем более что на сегодняшний день Армения имеет серьезные проблемы с выходом в мир. Например, в декабре из-за непроходимости грузино-российской границы в Верхнем Ларсе и также закрытого по погодным причинам порта Поти в течение 15 дней в Армению практически не поступали грузы. Единственное исключение – мы продолжали получать контейнеры из Батуми… Были у нас проблемы и по поставкам из Европы, которые осуществлялись автотранспортом через Турцию и Грузию. В начале декабря на таможенном пункте в Сарпи, что на турецко-грузинской границе, турецкая сторона затеяла ремонт, и по этой причине образовалась 20-25-километровая пробка из большегрузных автомобилей. И водителям фур пришлось провести в этой очереди 5-6 дней, прежде чем они смогли проехать в Грузию… То есть у нас серьезные проблемы с транспортными коммуникациями во внешний мир. В этой связи Иран для Армении очень важен и строительство дороги Север-Юг для нас сродни хлебу насущному.
ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР СЕВЕР-ЮГ ПОМОЖЕТ РЕШИТЬ СРАЗУ НЕСКОЛЬКО проблем. Ведь помимо того, что мы заимеем хорошую дорогу во внешний мир, она нужна и Ирану. Дело в том, что поставки из Ирана в Европу и обратно в основном проходят через Турцию. А между этими странами есть множество своих проблем – как политических, так и экономических, связанных, например, с разницей в ценах на топливо. Если в Турции самые высокие цены на автомобильное топливо в регионе, то в Иране, наоборот, низкие. А турки заставляют иранские автомобили заправляться в Турции.
Но и Иран очень специфически подходит к иностранному транспорту. Когда армянская грузовая машина заезжает в Иран, водитель должен заявить, сколько километров он проедет по Ирану, и в соответствии с этим подсчитывают его потребность в топливе. Затем водитель выплачивает сумму за нужное количество топлива по армянским ценам и получает чеки на приобретение солярки: за деньги армянскому водителю топливо не продадут. Кроме того, в стране действует еще и дорожный налог… В итоге армянскими автомобилями возить грузы в Иран невыгодно. Тут, кстати, вспомню еще один иранский закон, по которому если груз ввозится в страну иранским транспортом (не важно - автомобилем, самолетом или кораблем), то налог на перевозку составляет 0%, а если иностранным, то 10%. А этот вопрос в наших двусторонних обсуждениях еще даже не поднимался.
Карен Арзуманян, "Голос Армении"