Резкие заявления нового президента США Дональда Трампа в отношении ЕС стали проявлением ужесточения конкуренции между Вашингтоном и европейским центром силы. Напомним, что в интервью газетам The Times и Bild американский президент, в частности, фактически поддержал выход Великобритании из ЕС. "Я думаю, что Brexit в итоге окажется отличной вещью", - заявил Трамп, отметив, что в условиях, когда в ЕС доминирует ФРГ, британцы поступили мудро, проголосовав за выход из блока. "Вы смотрите на ЕС, а видите Германию. Фактически это (ЕС) - инструмент для Германии. Именно поэтому я считаю, что Великобритания была столь мудра, решив выйти", - заявил Трамп. Он также подверг критике миграционную политику канцлера Германии Ангелы Меркель, назвав ее "катастрофической ошибкой". И, наконец, американский президент обратился и к основе сотрудничества между Европой и США – блоку НАТО, назвав его устаревшей организацией.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ТРАМПА ВЫЗВАЛИ РЕЗКУЮ ОТВЕТНУЮ РЕАКЦИЮ европейских лидеров. В частности, президент Франции Франсуа Олланд заявил, что Европа не нуждается в советах извне. "Европа готова продолжать трансатлантическое сотрудничество, но оно будет основано на наших интересах и ценностях, - заявил Олланд. - Нам не нужны указания извне о том, что мы должны делать". В свою очередь Ангела Меркель заявила: "Я думаю, что наше будущее – в руках европейцев и впредь буду работать во имя эффективного сотрудничества всех стран ЕС". А глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер отметил, что заявления избранного президента США о том, что НАТО представляет собой пережиток прошлого, вызывают у членов альянса обеспокоенность.
Этот обмен колкостями продемонстрировал быстрое усиление конфликтности в отношениях между США и ЕС. Данная тенденция наметилась еще в президентство Обамы, отражая усиление экономической конкуренции между европейским и американским центрами силы, что проявилось в серии конфликтов вокруг деятельности европейских компаний в США. Еще одним фактором является возможное расширение самостоятельности и дистанцирование Евросоюза от США, в том числе в военной сфере, после выхода Великобритании из блока. В то же время заметно, что администрация Трампа намерена реализовывать на европейском направлении собственную стратегию, состоящую из нескольких компонентов.
В первую очередь Вашингтон намерен активно поддерживать центробежные силы внутри блока, что явно вызывает особую тревогу в ЕС. Как сообщила газета Daily Telegraph со ссылкой на американского посла в ЕС Энтони Гарднера (представлявшего уходящую администрацию Обамы), президент США поддерживает распад Евросоюза, который может произойти после выхода из него Великобритании. Дипломат сообщил, что члены команды Трампа интересуются у европейских чиновников, какая из стран последует за Лондоном.
УЖЕ ОТМЕЧАЛОСЬ, ЧТО ТРАМП ФАКТИЧЕСКИ ВЫСКАЗАЛСЯ в поддержку выхода Великобритании из ЕС. Параллельно его команда налаживает контакты с европейскими крайне правыми евроскептиками. Также Вашингтон подчеркивает особый характер отношений с Великобританией после Brexit, тем самым демонстрируя благоприятный пример и другим потенциальным кандидатам на выход из ЕС. В рамках этого подхода премьер-министр Великобритании Тереза Мэй станет первым иностранным лидером, встретившимся с Трампом после его инаугурации, при этом предполагается, что одной из тем встречи будет заключение нового торгового соглашения между Великобританией и США. Последнее особенно проблематично для Берлина, так как подобная договоренность укрепит позиции Лондона на фоне торга с ЕС вокруг условий выхода Великобритании из блока.
Вторым направлением является давление Вашингтона на европейский бизнес, которое, по оценкам западных СМИ, может вылиться в торговую войну. В интервью Bild Трамп призвал немецкий концерн BMW строить новый автомобильный завод в США, а не в Мексике, и пригрозил в противном случае ввести 35-процентную пошлину на импорт продукции немецких автопроизводителей. В ответ член совета директоров BMW Петер Шварценбауэр заявил, что компания не станет менять планов и в 2019 году построит завод в мексиканском штате Сан-Луис-Потоси.
Ситуацию обостряет также то обстоятельство, что новый виток торговых споров проходит на фоне начатого еще администрацией Обамы давления в отношении европейского бизнеса. Так, в январе Deutsche Bank завершил урегулирование претензий Минюста США, выплатив $7,2 млрд. Параллельно американский Минюст предъявил обвинения в мошенничестве шести бывшим руководителям германского автоконцерна Volkswagen в рамках расследования "дизельного скандала", при этом арестованный в США топ-менеджер германского автоконцерна Оливер Шмидт может быть приговорен к тюремному заключению на срок до 169 лет.
ЕЩЕ ОДНИМ НАПРАВЛЕНИЕМ АМЕРИКАНСКОГО ДАВЛЕНИЯ в отношении ЕС могут стать отдельные компоненты ближневосточной политики Трампа. Возможные намерения администрации США пересмотреть или сорвать реализацию ядерного соглашения с Ираном, а также агрессивно произраильская политика Трампа затрагивают стратегические интересы ЕС. В случае с Ираном блок заинтересован в иранском рынке, а также поставках энергоносителей, которые рассматриваются как средство смягчения зависимости ЕС от России в энергетической сфере. Отметим, что ранее "открытие" Ирана для западного бизнеса в результате ядерной сделки рассматривалось как своего рода компенсация европейцам в обмен на потерю ими российского рынка после введения инициированных США санкций в отношении Москвы в связи с украинским конфликтом
В свою очередь поддержка Трампом действий Израиля на палестинском направлении с высокой степенью вероятности окончательно похоронит ближневосточное урегулирование. Это в свою очередь может вызвать новый виток антизападных настроений в регионе и тем самым создать угрозу европейским интересам в арабских странах. В случае реализации подобного сценария ЕС вынужден будет выбирать между дальнейшим ухудшением отношений с Израилем, либо усилением давления в отношении европейских интересов в арабском мире, а также возможно новыми вызовами безопасности для европейцев в регионе.
В результате по крайней мере начальный этап президентства Трампа уже характеризуется резким охлаждением трансатлантических отношений. Давление со стороны США, скорее всего, вызовет ответные меры ЕС. Так, Берлин и Париж, вероятно, инициируют дальнейшее расширение военного сотрудничества двух стран, а также меры по повышению военной самостоятельности ЕС, что наверняка вызовет кризис внутри НАТО. Кроме того, Германия и Франция могут пытаться сбалансировать конфликт с США сближением с другими игроками, что может привести к резким сдвигам в сложившихся геополитических альянсах.
В частности, возможным является быстрое налаживание отношений франко-германского альянса с Россией, а также дальнейшее сближение ЕС с Китаем, который в свою очередь подвергается давлению США. В этом плане примечателен комментарий вице-канцлера Германии Зигмара Габриэля, прозвучавший после инаугурации. "Думаю, нам нужно готовиться к тяжелым временам", - заявил Габриэль, отметив при этом, что, если Дональд Трамп начнет торговую войну с КНР, Германии понадобится экономическая стратегия, ориентированная на Китай и Азию.
Давид Арутюнов, "Голос Армении"