Король хлеба - так называют армяне лаваш. Несмотря на то, что азербайджанцы всячески пытаются представить его как свое культурное наследие, однако есть неопровержимые факты, что родиной лаваша является Армения.
Проживающая в одном из сел Араратской области Армении бабушка Ануш рассказывает, что было время, когда они жили бок о бок с азербайджанцами. Те пытались научиться у армян навыкам выпечки лаваша, однако их усилия были тщетными.
"Они месили лаваш одной рукой, поэтому у них ничего не получалось. А наш лаваш они не ели, говорили, что это "харам" (запрет)", — рассказала она.
Так они называли лаваш по той причине, что армяне прежде, чем отправить лаваш в тонир окропляли его водой и осеняли крестным знамением.
Эти традиции соблюдаются в армянских селах и сегодня. Есть и другие традиции выпечки лаваша. Например, первый лаваш, который достают из тонира нужно раздать соседям или прохожим. Армяне полагали тогда, что если съесть первый лаваш, то это накличет беду на семью, в первую очередь главу семьи.
"Лаваш отличается процессом приготовления. Есть народные традиции: тесто готовится без дрожжей, его оставляют на некоторое время, чтобы тесто подошло, специальными скалками раскатывают его. Это процесс, который требует определенной сноровки. Существует круглая деревянная доска, на которую выкладывают тесто лаваша, им ударяют по стенкам тонира, держат 60 секунд и говорят, что хлеб "расцвел"", — рассказала этнограф Светлана Погосян.
Она напомнила, что на территории Армении были найдены тониры, датируемые 2 веком до н.э. Это является ярким доказательством того, что армяне пекут лаваш издревле. А азербайджанцы, кажется, привыкли к присвоению всего армянского. И сегодня они активизировались и все чаще появляются публикации, опровергающие армянское происхождение лаваша, посредством этого просят ЮНЕСКО вписать лаваш в список своего культурного наследия.
Научный сотрудник этнографического музея Хорен Григорян, который был экспертом в ЮНЕСКО, вначале отнесся с юмором к присвоению азербайджанцами лаваша. По его словам, если сегодня мы заявим, что "автором Эйфелевой башни является армянин, они сразу же начнут оспаривать это".
Григорян считает нелепым вопрос о том, откуда появился лаваш, поскольку любая нематериальная культурная ценность подвижна.
"Сегодня азербайджанцы хотят вписать лаваш в список своего нематериального культурного наследия. Поэтому подали заявку в ЮНЕСКО, конечно же, сразу после армян. Представленная ими заявка просто нелепа: в качестве научно-исследовательской работы об азербайджанском лаваше они апеллируют к книге, посвященной армянскому лавашу. В издании "Кавказские народы" описывается быт кавказцев, а в 70-е годы никто не представлял, что армяне и азербайджанцы будут конкурировать относительно того, какое из блюд кому принадлежит. Здесь четко было обозначено, что лаваш является армянским хлебом", — сказал Григорян.
Он также отметил, что в заявке азербайджанцев представлены армянские материалы, просто адаптированные под себя. Насколько бы не политизировали происхождение лаваша, армянские этнографы считают, что это не должно становится поводом для споров между двумя народами. Армян должна волновать не реакция ЮНЕСКО, а сохранение в Армении традиций выпечки лаваша, имеющих глубокие корни.
Прежде тонир устанавливали в центре дома, он символизировал идею семьи. А сегодня, с одной стороны, стало мало тех, кто печет лаваш, с другой стороны, тех, кто выпекает его в тонире.
Напомним, что в 2014 году Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия включил традиции выпечки армянского лаваша в составляемый ЮНЕСКО репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
ЮНЕСКО приняло решение на основании поданной Ереваном заявки: "Лаваш: изготовление традиционного хлеба, значение и культурные проявления в Армении".
Гоар Саргсян, https://ru.armeniasputnik.am/