Много лет назад, в далекой уже юности один из моих друзей-одноклассников, как-то приехав в Степанакерт на летние каникулы из Баку, где он учился на профессионального спортсмена, попросил меня назвать как можно больше армянских фамилий людей, славящихся во всем мире своей известностью.
В ТО ВРЕМЯ Я ТОЖЕ НЕ ОСОБЕННО БЛИСТАЛ СВОЕЙ энциклопедической осведомленностью о мировых величинах армянского происхождения, однако где-то до двух десятков выдающихся имен, внесших вклад в копилку мировой культуры и науки, назвать мог. Это сейчас появилось множество всеразличных изданий подобного содержания, в которых можно с легкостью определить, кто есть кто, и в плане национального происхождения. Опять же – интернет, где, кажется, есть все, что может тебя заинтересовать и… не заинтересовать тоже. Но это к слову. А тогда…
А тогда я просто спросил своего одноклассника: зачем все это ему нужно? "Понимаешь, - сказал он мне, - у нас там в институте время от времени возникают с однокурсниками о том, у кого больше прославленных имен мирового масштаба. Так вот с чушками – никаких проблем, они кроме двух-трех имен, да и то сомнительных, никого больше назвать не могут. А вот с русскими приходится тягаться…"
Под русскими мой одноклассник имел в виду и евреев тоже, чушками же называл азербайджанцев, которых мы на нашем карабахском диалекте называли "торками", даже не задумываясь о том, что азербайджанец – понятие искусственное. Это сегодня вдоволь цитируют генерала Деникина, которого в тогдашних учебниках истории выставляли "белой сволочью". Но именно сегодня, несмотря на приводимую цитату белого генерала из его же "Очерков русской смуты", изданных в Париже в 1925 году, этот самый представитель искусственного этнического образования, которое за сто лет сумело-таки вопреки истине преподнести себя в качестве "древней нации", и в самом деле поверил в собственную "древность" со всеми вытекающими из нее последствиями, прежде всего – территориальными. Правда, за прошедшее после того "студенческого диспута" время количество "великих азербайджанцев" так и не выросло до пределов, тождественных этой самой "древности". Но, видимо, это нынешним представителям искусственно созданной нации и не нужно.
Комплекс неполноценности прошлых лет сегодня с лихвой компенсируется истеричным, а зачастую наглым отстаиванием ложных посылов, адресуемых той или иной аудитории в виде антиармянской пропаганды, в которой подлость, бесстыдство и омерзительное хамство очень даже синхронно дополняют друг друга. И вся это мещанина открытого армяноненавистничества обильно вводится в интернет-пространство с помощью самых разных хакерских уловок. Так что, наверное, я не всуе вспомнил чуть выше об интернете, этом не очень удачном заменителе некогда единственного и непогрешимого источника истинных знаний – книги, ссылки на которую всегда в том или ином споре считались убедительными аргументами хотя бы потому, что аргументы эти можно было проверить, посетив библиотеку. Это-то обстоятельство и используется азерпропагандой в информационной войне против армян.
СОЗНАТЕЛЬНО НЕ ТОЛЬКО ИСКАЖАЮТСЯ ИЛИ ПЕРЕДЕРГИВАЮТСЯ известные исторические факты, а также литературные цитаты из художественных произведений классиков, но и – а это уж верх цинизма и бесовства – приписываются такие, которые не существуют и в помине, однако вполне годятся для дискредитации противника.
В век интернета мало кто (а практически никто) не станет утруждать себя проверкой сервированной ложью информации. Речь не о продвинутых интеллектуалах, которые могут и без посещения библиотеки отличить правду от лжи, дешевую фальшивку от серьезных трудов. Речь о массе, которая, как ни прискорбно, порой заменяет собой общественное мнение. С которым, хочешь не хочешь, а считаться приходится. В частности и тем, кому армяно-азербайджанские отношения поперек горла. Что это значит – другая тема.
Карен Захарян, "Голос Армении"