Тема Иерусалима подвинула сирийский вопрос в повестке переговоров, которые президент РФ Владимир Путин провел сначала со своим египетским коллегой Абдель Фаттахом ас-Сиси в Каире, а затем и с турецким – Реджепом Тайипом Эрдоганом – в Анкаре. Межконфессиональные противоречия из-за статуса древнего города вышли на свет после долгой заморозки. Не исключено, что именно они теперь – проблема номер один, особенно с учетом того, что над террористами в Сирии, как заявил российский лидер, одержана победа.
Накануне переговоров с Путиным Эрдоган снова обрушился с критикой на Белый дом в связи с его инициативой признать Иерусалим столицей Израиля. «Приняв решение признать Иерусалим израильской столицей, США стали соучастниками кровопролития», – заявил турецкий лидер, добавив, что «те, кто делает жизнь в Иерусалиме для мусульман и представителей других вероисповеданий трудной, не смогут смыть со своих рук эту кровь». По мнению турецкого президента, «те, кто сегодня считает себя хозяевами Иерусалима, должны знать, что завтра они не смогут найти даже деревца, за которым могли бы укрыться». При этом Эрдоган отметил: «Никто не вправе призывать Турцию к ответу за поддержку людям, находящимся в беде».
Впрочем, сама поездка Путина, вероятно, изначально была рассчитана на подтверждение его намерения завершить военную кампанию в Сирии. Не случайно первым пунктом, куда прибыл российский лидер 11 декабря, стал Хмеймим в Сирии, где базируются военные силы РФ. Там он провел переговоры со своим сирийским коллегой Башаром Асадом и отдал приказ российским военным возвратиться домой. «Я очень надеюсь на то, что нам вместе с Ираном и Турцией, которые содействуют искоренению терроризма, удастся наладить мирную жизнь, политический процесс, – сказал Путин Асаду. – Важно подготовить Конгресс народов Сирии, запустить процесс мирного урегулирования». Работа над самим политическим процессом тем временем велась в Женеве, где в понедельник, 11 декабря, стартовала финальная неделя очередного раунда переговоров между сирийской оппозицией и правительственными делегатами.
После этого Путин отправился в Каир, где подробно проинформировал ас-Сиси об итогах переговоров с Асадом, а также о договоренностях между РФ, Турцией и Ираном по дальнейшим шагам в контексте политического урегулирования. Вместе с тем российский президент высоко оценил уровень отношений между Москвой и Каиром. «Мне приятно отметить, что наши экономические связи развиваются достаточно высокими темпами, – заявил Путин. – У нас действительно много хороших проектов впереди: и атомный проект, атомная станция, и строительство технологической площадки, и сельское хозяйство».
Со своей стороны ас-Сиси отметил, что Россия всегда поддерживала египетскую сторону. «Мы очень высоко оцениваем ваш визит, господин президент, – сказал он. – Мы заинтересованы в наращивании и укреплении нашего сотрудничества». В рамках встречи были подписаны акты о начале работ по генеральному контракту на сооружение АЭС «Эль-Дабаа» в Египте и контракту на поставку ядерного топлива для нее.
Следующим пунктом назначения в поездке российского лидера была Турция. Встреча Путина и Эрдогана стала восьмой по счету с начала этого года. Однако от предыдущих переговоров, в центре внимания которых находилась ситуация в Сирии и, безусловно, вопросы двусторонних отношений, ее отличало то, что сейчас лидера Турции волновала прежде всего проблема статуса Иерусалима. Анкаре 13 декабря предстоит принять участников внеочередного заседания Организации исламского сотрудничества, посвященного последнему решению американского руководства. Вероятнее всего, сейчас лидеры мусульманских стран будут думать над тем, какой ответ можно дать Вашингтону, сделавшему израильский крен в своей ближневосточной политике. Как писала «НГ» в номере от 11.12.17, в арабских странах уже слышны призывы ввести в отношении США экономические санкции.
В западной экспертной среде связывают решение Путина совершить свою поездку в Египет и Турцию не с финалом сирийской операции РФ, а именно с обострением ситуации вокруг вопроса, кому принадлежит Иерусалим. Так, один из известных экспертов по Ближнему Востоку – профессор департамента политической науки Университета Пенсильвании Майкл Хоровиц заметил в Twitter: «Считаные дни спустя после того, как Трамп разозлил арабский мир признанием Иерусалима, Путин очень кстати попытался предстать в роли надежного и разумного союзника».
Отметим: с учетом того, что у России одинаково сбалансированные отношения и с ведущими странами арабского мира, и с еврейским государством, можно сделать вывод, что у нее есть все возможности посодействовать разрешению конфликтной ситуации.
Игорь Субботин, http://www.ng.ru