Уходящий 2017 год в сфере здравоохранения Армении запомнился рядом нововведений, а также рядом «громких» заявлений министра Левона Алтуняна, которые взбудоражили всю общественность, а в некоторых случаях спровоцировали скандал. Запомнился он также рождением первой в истории независимой страны пятерни, из которой, к сожалению, выжил только один ребенок.
Госзаказ по старым правилам
Итак, в середине февраля были обнародованы данные о распределении госзаказа по медучреждениям Армении, и новый список не содержал тех революционных подходов, которые были анонсированы министром при его вступлении в должность осенью 2016 года. А именно, что деньги будут идти вслед за пациентом в тот медцентр, куда он пожелает обратиться. Эта система, как обещает министр, в полную меру должна заработать в 2018 году.
Электронное здравоохранение
С 1 мая 2017 года медицинские услуги по госзаказу стали компенсироваться государством на основании данных электронного здравоохранения. Все медцентры, предоставляющие госзаказ, были подсоединены к системе, в Минздраве организовали курсы обучения для операторов. Процесс проходил не гладко: в районах жаловались на нехватку компьютеров и плохую интернет-связь, а Минздрав обещал помочь и с компьютерами, и со связью. Помог Минздрав или нет, неизвестно, но страсти по eHealth улеглись до следующего раза.
Пятерня
3 мая 2017 года в МЦ «Эребуни» родилась пятерня, зачатая естественным путем – 4 девочки и один мальчик. Дети были распределены по разным больницам города: «Эребуни», Центр охраны здоровья матери и ребенка, «Сурб Аствацамайр», «Мурацан». Первая девочка скончалась 6 мая, затем умерли мальчик и вторая девочка. 26 июля умер четвертый ребенок. Фактически, выжила только Рози, которая была выписана из НИЦ Охраны здоровья матери и ребенка 12 июля с весом 2150 граммов.
Менеджер здравоохранения
На встрече с журналистами 31 мая министр Алтунян назвал себя менеджером системы здравоохранения, а не политическим деятелем, и призвал с политическими вопросами к нему не обращаться. Такое заявление он сделал, отвечая на вопрос о том, что уже с мая медучреждения отказывают пациентам в услугах по госзаказу, поскольку суммы госзаказа были потрачены в предвыборный период на оказание бесплатной медицинской помощи в виде подкупа избирателей.
Борьба с курением
В тот же день Левон Алтунян объявил в стране борьбу с курением, заявив о том, что есть новая стратегия, согласно которой курение в закрытых помещениях будет запрещено повсеместно, и будут приниматься жесткие карательные меры. Он также назвал курильщиков «неудачниками». Слова министра о борьбе с курением взбудоражили всю «курящую общественность» Армении, но на поверку оказалось, что все это лишь из области желаний, реально нет никаких решений и законодательных изменений. Министр также попытался оправдаться за слова о неудачниках, заявив, что многие его друзья курят, а он имел в виду лишь то, что в мире сейчас создается образ курильщика-неудачника. Говорилось также, что вопрос будет обсуждаться в парламенте осенью, но осень прошла, а курят в Армении так же, как и раньше.
Приватизация
Правительство Армении 25 мая приняло решение о приватизации ряда государственных учреждений, часть которых – медицинские центры. Среди них – Научный центр радиационной медицины и ожогов, Национальный центр онкологии, Центр производства изотопов, Научно-медицинский центр дерматологии и сексуально передаваемых инфекций, Научный центр ортопедии и травматологии и др. Комментируя данное решение, Алтунян заявил, что государство не обязано содержать убыточные учреждения.
Оптимизация
В конце июня стало известно, что в рамках оптимизации психиатрическая клиника «Норк» будет закрыта, а ее персонал и пациенты будут переведены в МЦ «Нубарашен». Министр объяснил это решение тем, что содержание пациентов в клинике «Норк» обходится государству дороже, чем содержание в других клиниках. Сотрудники медцентра, который находится в живописном месте, в административном районе Норк-Мараш, высказали мнение, что видимо это место кому-то приглянулось. Несмотря на протесты сотрудников клиники, она, все-таки, была закрыта, и на заседании 7 декабря правительство объявило об отчуждении недвижимого имущества и территории клиники «Норк». Кадастровая стоимость здания составила 868 млн драмов, а прилегающей территории – 455 млн. Они путем прямой продажи были переданы компании «Бизнес центр Старый Норк», связанной с компанией «Софт констракт», директор которой одновременно является руководителем игровых компаний «Виваро Бетинг» и «Виваро Гейм». Стало ясно, почему правительству понадобилось объединить две психиатрические клиники, а Алтунян на вопрос об этой сделке заявил, что его функции заканчиваются с момента объединения клиник, и дальнейшее к нему не имеет отношения.
В рамках оптимизации была также расформирована Специальная (Студенческая) поликлиника с тем обоснованием, что она дублирует функции районных поликлиник. Проживающим в Ереване студентам было рекомендовано обращаться в свои районные поликлиники, а приезжим студентам выбирать поликлинику по вкусу. Много было слухов о том, что зарубежных студентов забрала к себе клиника Алтуняна – «Вардананц».
Гемодиализ
Не успели в стране утихнуть страсти по оптимизации и приватизации, а также вокруг борьбы с курением, как разразился скандал с гемодиализом: пациенты МЦ «Астхик» устроили акцию протеста у Минздрава. Они сообщили, что в медцентре их предупредили о том, что с сентября они будут платить за гемодиализ, поскольку деньги госзаказа закончились. Министр после заседания правительства 31 августа заявил журналистам, что акция пациентов «Астхик» имела цель недостаточного информирования общественности. Но, он, видимо, имел в виду, что она произошла вследствие недостаточного информирования. Поскольку, как оказалось, две недели назад правительство уже приняло решение о перераспределении средств бюджета здравоохранения для оплаты процедуры гемодиализа. В МЦ «Астхик» тогда сообщили, что ничего не знали о данном решении, и что на многочисленные письма медцентра в Минздрав о том, что финансирования не хватает, им ни разу не ответили.
Скорая помощь
В сентябре в одном из телеинтервью Левон Алтунян заявил, что некоторые вызовы Скорой помощи станут платными по примеру Израиля, чем снова вызвал большой переполох в армянском обществе. Сотрудники Минздрава разного ранга, а также сам министр после этого несколько раз были вынуждены объяснять, что он просто высказался гипотетически, а на самом деле таких планов нет.
Еще раз электронное здравоохранение
В конце сентября медучреждения Армении получили на подпись договора с концессионером системы электронного здравоохранения, согласно которым они должны платить помесячный тариф плюс отдельно за число посещений. Между тем, в мае, при внедрении системы электронного здравоохранения, говорилось, что подключение к ней является бесплатным. Итоговая сумма оказалась настолько высокой, что руководители областных медцентров обратились с жалобами к главам местных администраций, а те обратились в министерство территориального управления и развития. В результате этого Минздрав приостановил процесс подписания договоров. Министр Алтунян заявил, что правительство рассматривает возможность субсидирования платы за eHealth для медучреждений с ограниченными финансовыми возможностями.
Соцпакет и страховка
С 1 октября 2017 года медицинская составляющая соцпакета для госслужащих была передана страховым компаниям. Минздрав анонсировал, что, наконец, заработал принцип свободного выбора медучреждений, поскольку 6 страховых компаний, вовлеченных в это дело, подписали договора со всеми медучреждениями. Было заявлено также, что это поставит конец длинным очередям. Очереди действительно сократились, но вот свободный принцип выбора, все-таки, оказался нарушен, поскольку государство само распределило госслужащих по страховым компаниям по некой формуле, а не госслужащие выбрали себе ту страховую компанию, которую хотят. Министр заявил при этом, что раз платит государство, то оно и диктует правила игры. На этот раз ходили слухи о том, что немалая доля государственных средств пойдет опять министру в карман, на этот раз через страховую компанию «Инго Армения», акционером которой он яляется.
Как бы то ни было, по данным МЗ, с 1 октября по 18 декабря 31400 бенефициариев соцпакета получили медуслуги, из них 2075 бенефициариям сделали операции, и эта цифра в три раза больше, чем за тот же период 2016 года.
Гардасил
После того, как стало известно о конкретных сроках начала вакцинации 13-летних девочек в Армении против ВПЧ – в декабре – в стране развернулась настоящая кампания против гардасила. В СМИ были вброшены многочисленные публикации о неэффективности вакцины и ее побочных действиях. Против гардасила высказались и многие врачи, настаивая именно на том, что со времени создания вакцины прошло много времени, и ее эффективность пока не доказана. Некоторые политические силы высказали сомнение, что на наших девочках ставится эксперимент. Даже состоялись парламентские слушания, итогом которых стало заявление Никола Пашиняна о том, что, во всяком случае, он не услышал ничего такого, из-за чего стоило бы беспокоиться.
Но апогеем эпопеи с гардасилом стало сенсационное заявление министра Левона Алтуняна о том, что 25% 15-летних девочек в Армении уже живут половой жизнью. Это вызвало бурю негодования в обществе, против Алтуняна выступили многие депутаты. Минздрав был вынужден в очередной раз выступить с пояснением слов министра, сообщив, что он всего лишь оговорился, перепутав мальчиков с девочками: это 25% мальчиков в 15 лет уже живут половой жизнью, а девочек всего 1%. И вообще-то не 25% мальчиков, а 21%.
Еще в течение года в ходе различных интервью министр обещал, что лекарства и стенты подешевеют, онкология станет доступной, а после вакцинации против ВПЧ по раку шейки матки у нас будут показатели как у Финляндии.
NEWS.am Medicine