Демонстрации в Иране начались с представления социальных требований, в частности с недовольства в связи с ростом цен, затем участники акций постепенно начали выражать общее недовольство правительством страны. В дальнейшем призывы переросли вплоть до требования смены власти. Об этом заявил на сегодняшней пресс-конференции специалист по Ирану Артем Тоноян.
Эксперт также напомнил, что основные призывы по организации акций протестов в основном распространялись через социальные медиа – Instagram и Telegram, доступ к которым был на некоторое время закрыт в ИРИ.
А. Тоноян напомнил также, что6 согласно информации иранских СМИ, акции протеста изначально провоцировались внешними силами, в частности со стороны США, Израиля и Саудовской Аравии.
«Существует также точка зрения, что иранские протесты обусловлены внутриполитическими проблемами страны, в частности между реформаторами и консерваторами. Определенные проблемы существуют также между духовным лидером ИРИ и правительством. Еще одну версию связывают с именем экс-президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. Командующий Корпусом стражей исламской революции (КСИР) Мохаммад Али Джаафари намекнул на возможную связь экс-президента ИРИ с акциями протеста», – отметил эксперт.
А. Тоноян также сообщил, что в ходе манифестаций, по последним данным, погиб 21 человек. Общее число задержанных на демонстрациях официально не называется. По разным источникам их может быть от 1500 до 2000. Часть из них уже освобождены.
По словам эксперта, проводя параллель между акциями протеста в Иране в прошлом и последними событиями, то недавние протесты сопоставимы с демонстрациями 2009 года – после президентских выборов.
«Если в прошлом в акциях принимали участие в основном представители просвещенной части общества, то в недавних протестах в большей степени участвовали представители бедных слоев населения. Конечно, волна недовольства уже утихла, однако власти Ирана должны серьёзным образом обеспокоиться произошедшим», – отметил он.
А. Тоноян также подчеркнул, что любая нестабильная ситуация в Иране может прямым образом повлиять также и на Армению, посему в наших интересах, чтобы Иран был стабильным и мирным.
«Слабый Иран не в интересах также и России. Что касается Армении, то ситуация в ИРИ на данный момент не представляет реальной угрозы нацбезопасности Армении», – отметил он.
Panorama.am