Атаковавшие в ночь на 6 января авиабазу Хмеймим дроны были запущены из зоны, контролируемой так называемой умеренной оппозицией Сирии, утверждает Министерство обороны России. Причем, эту зону контролирует Турция.
В этой связи Министерство обороны России направило письма начальнику генерального штаба Вооруженных сил Турции генералу Акару Хулуси и руководителю Национальной разведывательной организации страны Хакану Фидану, в которых указали на «необходимость выполнения Анкарой взятых на себя обязательств по обеспечению соблюдения режима прекращения боевых действий подконтрольными вооруженными формированиями и активизации работы по выставлению наблюдательных постов с целью пресечения атак ударных БПЛА».
Ранее в тот же день послы России и Ирана были вызваны в МИД Турции, где им высказали обеспокоенность Анкары последними действиями правительственных войск Сирии в зоне деэскалации в провинции Идлиб.
Диппредставителям РФ и Ирана предложили повлиять на Дамаск, нарушающий режим прекращения огня в зоне деэскалации. Такие действия правительственных войск "подрывают процесс политического урегулирования" в Сирии, цитирует главу МИД Турции Мевлюта Чавушоглу агентство dpa. По словам Чавушоглу, сирийские войска под предлогом борьбы с группировкой "Фатх аш-Шам", ранее известной как "Фронт ан-Нусра", наносят удары по силам умеренной оппозиции.
В воскресенье, 7 января, в результате авиаударов на северо-востоке провинции Идлиб погиб по меньшей мере 21 мирный житель. Сирийский наблюдательный центр по правам человека (SHR) возложил ответственность за случившееся на авиацию РФ и Сирии.
Фактически, Россия и Турция лоб в лоб столкнулись в Сирии, где наносят один удар за другим друг другу. После того, как 24 ноября 2015 года Турция сбила российский военный самолет на границе с Сирией, Владимир Путин назвал это ударом ножом в спину. Долгое время Турция и Россия не могли восстановить добрососедские отношения, но вскоре Путин и Эрдоган вновь называли друг друга «братьями».
Однако аналитики утверждали, что в Сирии столкновение интересов России и Турции неизбежно. Особенно это стало очевидно после того, как во Вьетнаме Путин и Трамп согласовали свою позицию в Сирии. Судя по всему, в этом согласовании не осталось места Турции. США не скрывают негативного отношения к Эрдогану. Более того, вчера президент Турции назвал судебный процесс в США над турецким банкиром Атиллой «второй попыткой переворота в Турции».
Как будут развиваться отношения между Турцией и Россией на фоне «сирийского пакта» Трампа и Путина? Кстати, в конце месяца вице-президент США Майк Пенс посетит Иорданию, Египет и Израиль. В ходе поездки он обсудит необходимость «оказания помощи преследуемым религиозным меньшинствам».
Наира АЙРУМЯН, Обозреватель
http://www.lragir.am