В конце минувшей недели вновь несколько обострилась ситуация на линии соприкосновения вооруженных сил Арцаха и Азербайджана. Как сообщает Минобороны Арцаха, 20 января в 14.50 азербайджанские ВС прибегли к очередной провокации на северном направлении: с помощью беспилотного аппарата по позициям армянских снайперов был нанесен минометный удар. Армянская сторона потерь не понесла, снайперы контролируют ситуацию на передовой.
ПОЗЖЕ В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ "ВЫСТРЕЛИЛ" ЕЩЕ ОДИН АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ БЕСПИЛОТНИК, но на этот раз на армянские позиции была сброшена ручная граната, замурованная в обычный стакан. Опять-таки безрезультатно. В Минобороны НКР не удержались от сарказма, заявив: "Курьезно, когда Азербайджан, твердящий о почти четырехмиллиардном военном бюджете, в ХХI веке применяет кустарно изготовленное военно-техническое средство, которое еще в XX веке использовали афганские моджахеды, а сейчас и террористы "Исламского государства".
Нельзя сказать, что очередные провокации азербайджанских военных являются чем-то из ряда вон выходящим. Уже писали, что, несмотря на отмеченное посредниками после переговоров в Кракове глав МИД Армении и Азербайджана "принципиальное" согласие Баку на расширение мониторинговой миссии ОБСЕ с целью поддержания режима прекращения огня, нет оснований полагать, что на этот раз Азербайджан будет верен своему слову и не станет нагнетать напряженность, чтобы торпедировать свое "принципиальное согласие".
Комментируя атаки азербайджанских беспилотников, Минобороны Арцаха подчеркнуло, что подобные шаги являются нарушением принятых в Кракове обязательств по укреплению мер доверия. Пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян заявил: "Как будто специально каждый раз после каких-то встреч, договоренностей они постоянно торпедируют процесс".
Продолжение традиционной тактики Азербайджана срывать договоренности вновь подтверждает оценки экспертов, которые заявляют, что в ближайшие годы нет оснований рассчитывать на урегулирование проблемы и главной задачей Минской группы является контроль за ситуацией, чтобы не допустить новой эскалации.
ЭТО ЗАДАЧА-МИНИМУМ, КАК ВИДИМ, ДАЛЕКО НЕ ИЗ ЛЕГКИХ. СЛИШКОМ взбалмошный характер у нынешнего лидера Азербайджана, чтобы рассчитывать на логичные и последовательные шаги. В данный момент он раздосадован книгой опального азербайджанского журналиста Зейнала Ибрагимова "35 писем сыну". Как мы уже писали, в книге, в частности, нелицеприятно вырисовывается роль Гейдара Алиева в событиях в Азербайджане в 90-х годах, а для Ильхама Алиева это высшее святотатство, требующее возмездия: Ибрагимов покусился на культ семьи, который вкупе с армянофобией составляет идеологию нынешней азербайджанской государственности. И если до Ибрагимова руки пока не дотягиваются, провокации на границе - самое легкое, что может предпринять Алиев. Даже если это оборачивается потерями в азербайджанской армии, как это было уже не раз.
Минувшая неделя не стала исключением. По сообщениям азербайджанских СМИ, на линии соприкосновения погиб один азербайджанский военнослужащий, второй – полковник - погиб от несчастного случая во время каких-то непонятных учебных занятий. Однако понятно, что эти потери не заставят Алиева отказаться от тактики провокаций и продолжения курса на зомбирование азербайджанского общества. К чему приведет такое зомбирование и во что оно выльется?
Тот же Ибрагимов в интервью "Аравот" дал свой диагноз: "Маниакальное и на грани полного отрыва от реальности стремление фальсифицировать историю, приписав себе многовековую культуру, литературу и искусство, обусловленные наличием реального, глубокого и на самом деле многовекового пласта истории армян. Не менее маниакальное стремление вернуть в границы современного Азербайджана Карабах и агрессивное неприятие любого альтернативного взгляда на решение конфликта. Ненависть к армянам, настолько глубоко поразившая общество, что оно без единого публичного протеста приняло позорную героизацию Сафарова, что было бы осуждено даже в неразвитых племенных сообществах, не имеющих государственности, то есть не обремененных ответственностью за имидж своей страны. Абсурдная позиция "святее Папы Римского" в вопросе признания Геноцида армян в Османской империи, которая не находит безусловной поддержки в рядах даже самого турецкого общества. И все попытки лечить болезнь, поразившую азербайджанское общество, косметическими, а не хирургическими методами обречены на еще большее ее развитие и смерть самого организма".
Рубен Маргарян, "Голос Армении"