Волна эйфории разлилась по маленькому мирку Давоса 24 января по итогам дня после того, как несколько лидеров стран Европейского союза во главе с Эммануэлем Макроном сплотились, как регбисты, вокруг знамени европейского подхода к глобализации. Команда Дональда Трампа в свою очередь начала готовиться к контратаке накануне прибытия президента США.
Участники форума отправились на ужин после выступления президента Франции, новой звезды международной политики, собравшего большую аудиторию. Они наградили бурей аплодисментов «страстного» и «оптимистичного» лидера, который подарил им то, чего они так долго ждали, — глобализацию с человеческим лицом.
Тот факт, что в среду слово на заседании было предоставлено сразу четырем главам государств и правительств Старого света, объясняется не волей случая, а стремлением организаторов всемирного экономического форума привлечь внимание к ЕС. В 2017 году основатель и организатор форума профессор Клаус Шваб (Klaus Schwab) поставил на первое место Китай, однако сейчас он посчитал необходимым дать толчок Европе, которая смогла вернуться к экономическому росту и оказывает противодействие подъему популизма.
Меркель: «Взять судьбу в свои руки»
Как и любое большое представление, все шло по нарастающей. Утром первым взял слово король Испании Филипп. Он мог бы ограничиться простым выступление монарха, однако решил (предварительно подчеркнув жесткую позицию по каталонскому кризису) завершить речь призывом к углублению и переосмыслению ЕС: «Для Испании Европа — не внешний проект, а самое что ни на есть полное отражение национального проекта».
За ним последовал итальянский премьер Паоло Джентилони. Этот спокойный и уравновешенный человек все же не смог устоять перед соблазном и дистанцировался от президента Трампа, когда ему задали вопрос. «У руководителей есть право защищать свою страну, граждан и население, но у всего есть пределы, — сказал он. — Речь идет о договорах и многосторонних правилах, в рамках которых мы живем. Нужно перезапустить Европу, чтобы она могла играть геополитическую роль в регионе и мире. Если возникнет вакуум, Европа заполнит его».
Канцлер ФРГ Ангела Меркель сразу же начала говорить напрямую, не утруждая себя эвфемизмами. Она отметила трудности во внутренней политике и «яд правого популизма», подчеркнув, что «самоизоляция не решит наших проблем: протекционизм — не ответ». По ее словам, избрание Макрона «придало новый импульс Европе, сделало нас более сильными».
Меркель считает «очень важным» формирование Европейского оборонного фонда, поскольку у Европы вошло в привычку «полагаться на США». «Пока США поглощены сами собой, нам нужно взять судьбу в свои руки», — добавила она. Как и говоривший после нее Макрон, она долго объясняла необходимость формирования европейского цифрового сектора, который бы не оставил никого за бортом: «Своеобразная социальная экономика в цифровой сфере».
Продолжение глобализации при ее корректировке
Проявив впечатляющее единогласие, все европейские лидеры, а также премьеры Индии и Канады Нарендра Моди и Джастин Трюдо наравне со вторым лицом китайской власти Лю Хэ сделали упор на необходимости продолжения глобализации при условии ее корректировки, достоинствах многосторонней системы и минусах протекционизма. Все это вступает в открытое противоречие с позицией президента Трампа, который должен взять слово в пятницу.
В интервью швейцарскому телевидению в среду вечером Макрон подчеркнул, что в телефонной беседе с Трампом настоял на его визите в Давос. «Нужно, чтобы он лично увидел дебаты, услышал идеи», — пояснил французский лидер.
Конфронтация или столкновение? Если судить по аргументации, которую представили в среду утром журналистам в Давосе министр финансов США Стивен Мнучин (Steven Mnuchin) и министр торговли Уилбур Росс (Wilbur Ross), администрация Трампа решила отправить на форум «самую большую американскую делегацию за все время», чтобы дать отпор доминирующей на международной арене риторике. «Мы открыты для бизнеса, рост американской экономики играет на руку остальному миру, и у нас имеются прекрасные торговые связи по всему миру», — подчеркнул Мнучин.
Что насчет критики Трюдо? Ее цель — надавить на Вашингтон в переговорах по североамериканской зоне свободной торговли. Направленное в декабре прошлого года в американское казначейство письмо европейских министров с вопросами о последствиях налоговой реформы? «Жалобы на сокращения налогов и попытки представить их в качестве тарифных барьеров — довольно странная концепция!» — иронизирует Уилбур Росс. Критика Моди? «Некоторые страны очень любят говорить о свободной торговле, но сами придерживаются протекционизма», — продолжает Росс. Призыв «Америка прежде всего» означает также работу с остальным миром», — объясняет Мнучин.
Макрон: «Трамп непредсказуем»
Некоторые участники собираются уехать из Давоса до выступления президента США. В то же время, если верить министру транспорта США Элейн Чао (Elaine Chao), Давос должен быть польщен прибытием американского гостя: «Это комплимент».
Со стороны президента Макрона критика Трампа звучит намного тише, чем у его европейских коллег. Его даже пригласили в Вашингтон в апреле. «У нас с ним прочные личные отношения, но имеются разногласия по методам, — заявил он швейцарскому телевидению. — Трамп непредсказуем, он стремится к эскалации. Если первая мировая держава ведет себя непредсказуемо, это может вызвать у людей чувство незащищенности. Я же никогда не замечал у него непоследовательности в поставленных целях».
В кулуарах форума госсекретарь Обамы Джон Керри признает, что его «очень тревожит» происходящее в Белом доме. Тем не менее он хочет верить, что ущерб для трансатлантических отношений окажется не слишком серьезным: «Это настоящий вызов. Но мы справимся с ним».
Сильви Кофманн, Le Monde, Франция
http://inosmi.ru/