В азербайджанской школе события Великой Отечественной войны подаются амбивалентно. Авторы учебника навязчиво подчеркивают, что Азербайджан, будучи в составе СССР, был лишь «вовлечен в эту войну». Как сообщает Информационный Центр газеты армян России «Еркрамас», об этом сообщается в книге "Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств", изданной в Москве в 2009 году.
Нигде не упоминается термин «Великая Отечественная война» — в лучшем случае дается расплывчатое определение «война с фашизмом». Германия рисуется, конечно, как агрессор, но и «у советского руководства был свой грязный план». «Согласно этому плану, население Азербайджана должно было быть депортировано в Среднюю Азию и Казахстан. Причина — недоверие государства к азербайджанцам. М. Дж. Багиров сумел убедительными аргументами отговорить И. Сталина от этой затеи».
Но этим глубина тайных «антиазербайджанских замыслов» Сталина не исчерпывается: «Сталин, алчущий еще большего расширения границ СССР... в своих захватнических планах определял для Южного Азербайджана более конкретное и реальное место. Российское государство, десятилетиями осуществляя захватническую политику, превратило почти все приграничные территории в зоны проживания «разделенных народов». 25 августа 1941 г. части Советской Армии вторглись в северные территории Ирана, в т. ч. в Южный Азербайджан, в какой-то момент аналогичным образом должна быть решена и судьба когда-то разделенных азербайджанских тюрок. По этому поводу у Сталина имелся тайный план». Авторов абсолютно не смущает, что логика объединения Северного и Южного Азербайджана сама же служила для них историческим оправданием даже утраты независимости, например, в период сасанидского владычества. Кроме того, инициатива объединения исходила отнюдь не от Сталина, а от руководства республики. Сталин, наоборот, эту инициативу сдерживал, а затем и вовсе пресек. Иначе как манипуляцией подобные приемы назвать нельзя.
Постоянно звучит тема недоверия к азербайджанцам: «На фронтах Южного Кавказа сражались 66,1 тыс. азербайджанцев. В отличие от армян и грузин, азербайджанцы были рассыпаны по всей линии фронта. Это было проявлением недоверия руководства страны к азербайджанцам». Но тут же эти утверждения напрочь опровергаются примерами как раз высокой степени доверия: «В годы войны многие азербайджанцы были отправлены на руководящие должности в партийные органы различных областей империи. Среди них особо выделялся Азиз Алиев, работавший первым секретарем Дагестанского областного комитета партии. Благодаря его мудрой, дальновидной политике более 30 горских народов были объединены в борьбе против фашистских захватчиков».
Ностальгический пафос советского патриотизма явно звучит в рассыпанных по всему тексту фразах, наподобие: «9 мая вошел в историю, как День Победы... СССР вышел из войны победителем. В достижении этой победы азербайджанскому народу принадлежат большие заслуги». Вместе с тем, буквально, «строками из другой песни», сбивая все с толку, врывается тема сотрудничества с нацистами: «22 декабря 1941 г. Гитлер распорядился о создании из мусульман Кавказа особых национальных воинских частей. Такая часть была создана, в том числе, и из азербайджанцев. Политэмигранты активно участвовали в освобождении азербайджанцев из плена, в их объединении в национальных воинских частях. Произведение М.Э. Расулзаде о трехцветном флаге переходило в этих частях из рук в руки... Воинское соединение, состоящее из кавказских мусульман, активно участвовало во взятии стратегических высот Моздока, Казбека и Эльбруса. Немцы высоко оценили их боевые качества, наградив многих из них медалями». Как видим, и эта тема парадоксальным образом овеяна героическим пафосом. Модная в постсоветских республиках тенденция «героизации» нацизма не противоречит и следующему «разъяснению», данному в учебнике: «Многие азербайджанцы, эмигрировавшие из Северного Азербайджана после установления здесь советского режима, ошибочно рассчитывали, что в случае победы Германии над Советским Союзом, Азербайджан получит национальную независимость». Мнимым стремлением к независимости оправдывается предательство и братоубийство, ведь азербайджанцы-эсэсовцы должны были стрелять в азербайджанцев-красноармейцев.
СПРАВКА: В рамках социально значимых проектов, поддержанных грантами Фонда «Государственный клуб» в соответствии с распоряжением Президента РФ №192-РП от 14.04.2008 о государственной поддержке некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, изучено преподавание истории в школах постсоветских государств и восприятие истории ХХ века их населением. Были собраны, частично переведены с национальных языков и проанализированы 187 школьных учебников истории и учебных пособий 12 стран бывшего Советского Союза: Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, Узбекистана, Украины и Эстонии. Изученные учебники являются наиболее массовыми или даже единственными в школах соответствующих государств.
Анализ школьных учебников истории постсоветских стран показывает, что, за исключением Белоруссии и Армении, все остальные страны пошли по пути преподавания подрастающему поколению националистической трактовки истории, основанной на мифах о древности своего народа, о высокой культурной миссии предков и о «заклятом враге».
На основе материалов, собранных в рамках данных проектов, подготовлен настоящий доклад, выдержки из которого подготовил Сейран Степанян.