Доклад на международной научной конференции «Великая война: Возвращение памяти» 15 мая 2014 г. в Российском институте стратегических исследований .
Кавказский фронт был единственным фронтом Первой мировой войны, где русская армия не потерпела ни одного серьезного поражения, а наоборот одержала череду крупных побед.
Первая мировая война для Турции стала очередной возможностью претворить в жизнь расистскую теорию ‘‘Великого Турана’’ от Балкан до Алтая. Но между турками и тюркско-исламскими народами (от Кавказа до Средней Азии) барьером-помехой стояли христианские народы, в первую очередь армяне, особенно – в Западной Армении. В случае попадания этой территории под русскую опеку или власть, Турции пришлось бы расстаться с мечтой о ‘‘Великом Туране’’. Поэтому для турок война стала очень удобным поводом, чтобы окончательно решить “армянский вопрос” и, тем самым, в будущем нейтрализовать притязания русских на Армению, Средиземное море и Царьград. В этом вопросе туркам как идеологически, так и военно-политически покровительствовала кайзероваская Германия. Так, фельдмаршал фон дер Гольц говорил. ‘‘Туркам не миновать угрозы новых расчленений, если за решение армянского вопроса возьмутся не турки, а русские’’. А немецкий посол Вангенгейм поучал турок: ‘‘Используя армянский вопрос, Россия желает открыть путь к Константинополю’’.
Уже перед войной турки настоятельно предлагали политическим руководителям армянства того времени - партии Дашнакцутюн, организовать восстание в российской Армении, на что получили категорический отказ. Над армянами реально нависла угроза геноцида. В этой связи надо отметить, что турки ассоциируя армянский вопрос и национальную свободу армян с Россией и русским оружием, уже в 1915г. признались, что сначала надо было уничтожить армян, а потом уже пойти с войной на русских. Уже после сарыкамышского поражения ‘‘наполеончик’’ Энвер приказал до последнего уничтожить ‘‘предателей армян’’, ибо: “Армяне подняли меч против османского народа, находящегося в состоянии тягостной войны, и перешли к русским. Населенные армянами вилайеты должны быть очищены от них посредством депортации”. Между тем, потом лукавые турки повсюду стали крикливо пропагандировать о т.н. ‘‘зверствах русских’’.
С началом Первой мировой армяне всего мира (США, Франция, Болгария, Египет, Кипр), и первую очередь русскоподанные армяне, изъявили готовность оказать финансовую помощь и желание добровольцами вступать в ряды многонациональной русской армии. Важной составляющей этого посыла было всенародное сознание выполнения патриотического долга- освобождения Западной Армении от турецкого ига и исторически сформированная русская ориентация.
Армяне самым активным образом организовали сбор средств. Для снабжения, обмундирования и денежного довольствия армянских добровольцев только в 1915 г. была собрана, по тем временам, солидная сумма - около 1,5 млн. рублей, из коих 1 млн. - армянами, проживавшими на территории России. В дальнейшем сбор средств был продолжен.
В русскую армию было мобилизовано около 300 тысяч армян-военнослужащих. Наряду с этим, с благословения Католикоса Геворка V и по инициативе духовного предводителя армянской епархии Грузии епископа Месропа Тер-Мовсисяна, под непосредственным руководством Военного совета при Армянском Национальном бюро, формировались добровольческие дружины. Все вопросы, связанные с формированием добровольческих дружин, взаимоотношением русского военного командования с армянскими дружинами и с вооружением западных армян, обсуждались на встречах администрации Кавказского наместничества с епископом Месропом. С началом боевых действий на Кавказе руководство Национального бюро выступило с воззванием, в котором говорилось: «Армянский народ должен доказать России свою неизменную преданность, не должен останавливаться ни перед чем, чтобы спасти своих заграничных многострадальных братьев... Начинайте записываться в добровольцы». Католикос всех армян Геворг V благословил организованные и направлявшиеся на фронт дружины и повелел им «мстить туркам».
Формирование дружин началось в сентябре и уже к концу 1914г. все четыре дружины были экипированы, вооружены и готовы к отправке в действующую армию. Сначала были сформированы четыре дружины, затем еще четыре общей численностью до 9 тыс. солдат и офицеров. Но в действительности число армян, стремившихся вступить в эти дружины, было намного больше. Форма добровольцев была единой, погоны зеленые с надписью ‘‘АД-1, 2…’’. 75 % личного состава дружин были вооружены трехлинейками, а остальные трофейными ‘‘Манлихер’’-ами. В каждой дружине имелась сотня кавалеристов для разведки и связи, службы обеспечения, тыла.
Командирами этих дружин стали известные деятели освободительного движения против турецкого господства: 1-я дружина – Андраник Озанян (боевой маршрут: Хой-Дилман-Ван), 2-я – Драстамат Канаян (Игдир-Баязет-Беркри-Ван), 3-я – Амазасп Срвантзян (Кагызман-Алашкерт-Маназкерт-Битлис), 4-я – Кери-Аршак Гавафян (Сарыкамыш-Эрзерум), 6-е – Григор Афшарян, после гибели которого в 1915г. под Эрзерумом, командовал Гайк Бжишкян-Гай (Сарыкамыш-Эрзерум), 7-я – Овсеп Аргутян, 8-я – в боях не участвовала. В апреле 1915г. 2-е, 3-е и 4-е дружины объединились в ‘‘Араратский отряд’’ – командир Вардан Меграбян (Ереван-Беркри-Ван).
1-я дружина была отправлена на левый фланг Кавказского фронта, в распоряжение командира 4-й Кавказской кавалерийской дивизии генерал-лейтенанта Ф. Чернозубова. В декабре 1914г. она участвовала в боях при взятии населённых пунктов Котур, Сарая, Асурли, а также отражала набеги турок на пути к Вану. После отдыха и пополнения дружина с 15-18 апреля 1915г. в составе 2-й Кавказской стрелковой бригады (начальник генерал-майор Ф. Назарбеков) участвовала в кровопролитном сражении под Муханджиком (Дильманом), где по выражению генерала Чернозубова: ‘‘решалась судьба всего Кавказа’’. Ключевым пунктом стали Муханджикские позиции, где держался батальон 8-го полка бригады и дружина под общим командованием полковника Джебашвили, который затем вспоминал: «Дружинники вели себя превыше всех похвал. В их действиях было замечено мною полное презрение к смерти». В самый критический момент Ф. Назарбеков решил контратаковать турок. Впоследствии он вспоминал: «Время и последующие тяжкие испытания сгладили в моей памяти подробности славного Муханджикского дела, но ничто не заставит меня забыть фигуру армянского народного героя, ведущего своих дружинников на верную смерть во имя блага Родины и спасения положения отряда». Надо особо подчеркнуть, что эта контратака стала переломной в ходе сражения. Турки были разгромлены, потеряв только убитыми 3,5 тыс. человек, и начали полное отступление. Потери русских: 600 убитых и 800 раненных, погибли 21 и были ранены 55 добровольцев. Ф. Назарбеков был награжден орденом Св. Георгия 4-й. ст. и орденом ‘‘Боевой крест’’ Франции. Кстати, в русской армии этим французским орденом был награжден только верховный главнокомандующий, дядя Николая 2-го Николай Романов. 19 ноября 1915г. Ф. Назарбеков был назначен начальником 2-й кавказской артиллерийской дивизии, а с 1916г. до конца октября 1917г. – был командующим 4-го корпуса.
Генерал-лейтенант Чернозубов назвал Андраника ‘‘храбрым, опытным начальником, прекрасно понимавшим обстановку боя’’. Командующий фронтом генерал от инфантерии Н. Юденич писал об Андранике, что тот ‘‘до безумия храбр’’. Андраник за личную доблесть и умелое командование своими бойцами был награжден Георгиевскими крестами 4-й и 3-й ст. Небезинтересно отметить, что одним из дружинников, участвовавших в этом бою, был А. Микоян. Кстати, в другом месте – Керманшахе, боевое крещение получил еще один доброволец, рядовой 2-го пограничного полка будущий маршал СССР Иван Баграмян. 16 апреля 1916г. дружина первой ворвалась в Битлис. В целом, 1-я дружина выполнила свою боевую задачу.
Забегая вперед добавлю, что в январе 1918г. командование Кавказского фронта присвоило Андранику звание генерал-майора, в феврале он был назначен руководителем обороны Эрзерума. Фактически, его дивизия в начале 1918г. оказалась едва ли не единственной боевой единицей уже бывшего Кавказского фронта, способной противостоять наступающим турецким войскам, в трудных условиях сохранила боеспособность и большую часть бойцов. Но маневренность дивизии сдерживало то, что она прикрывала поток армянских, греческих и ассирийских беженцев, уходивших в Россию от реальной угрозы истребления. Андраник был убежденным сторонником России: ‘‘Я послал эту телеграмму, чтобы известить московское правительство о том, что я и моя армия честно преданы русским’’. А когда был освобожден Нахиджеван, 14 июля 1918г. он телеграфировал руководителю Бакинской коммуны С. Шаумяну, что Нахиджеван объявляет неотъемлемой частью России.
2-я дружина также была отправлена на левый фланг Кавказского фронта, в распоряжение генерал-майора Николаева. Уже в ноябре 1914г. она активно участвовала в боях за горные перевалы Тапариз. Во время сражений за Ван в мае 1915г. дружина была переподчинена начальнику 2-й Кавказской казачьей дивизии, генерал-майору Д. Абациеву. Армяне Вана подняли восстание. На зов помощи откликнулся Юденич. Корпус генерала Огановского и Араратский отряд Николаева перешли в наступление. Николаев дипломатично пустил в авангарде армянских дружинников, и уже 18 мая кавалерийский отряд Хечо вступил в Ван. Предводитель ванского восстания Арам Манукян встретил русские войска и дружинников, как освободителей, в торжественной обстановке. Он направил телеграмму Николаю 2-му: “В день рождения Вашего Величества, совпадающий с днем вступления Ваших войск в столицу Армении, желая величия и победы России, мы, представители Армении, просим принять и нас под Ваше покровительство. И пусть в роскошном и многообразном букете цветов великой Российской империи маленькой благоухающей фиалкой будет жить автономная Армения”. Эту победу праздновала вся русскоподданная Армения. Католикос всех армян Геворк V направил телеграммы Юденичу, Огановскому и Воронцову-Дашкову: “Сегодня, по случаю взятия Вана… передаю Вашему сиятельству искренние поздравления и молюсь Всевышнему одаривать доблестные русские войска новыми победами”. Остатки населения исторической столицы Армении, или как говорили ‘‘Армянской Москвы’’, были спасены. Дружина отлично справилась с трудными боевыми задачами и снискала заслуженное уважение боевых товарищей по оружию - русских солдат и офицеров. В дальнейшем дружина особенно отличилась в боях в Алашкертской долине. В мае-июне 1915г. дружина совершила ряд смелых атак против турок в районе Шатах, Мокс и в других местах.
3-я дружина прибыла на фронт в начале ноября 1914г. и была придана командиру 1-й Кубанской пластунской бригады генерал-майору М. Пржевальскому. 4 ноября дружина вошла в с. Дели-Баба, где стоял штаб Карадербентского отряда полковника Кулебякина, и успешно вела разведку в районе Язджи-Халила. 6 ноября дружина выбила противника из с. Алагез, где и получила первое боевое крещение. Потом она прикрывала левый фланг отряда Кулебякина в направлении Эндек-Ордм, имеющем важное значение в Сарыкамышской операции, заняв с. Копанак, что обеспечило прикрытие Карадербентского отряда и горного перевала от внезапных атак турок. Смелыми действиями бойцы дружины защитили левый фланг группировки в Сарыкамышской операции в декабре 1914 г. В мае 1915 г. дружина принимала активное участие в боях в районе Вана, а в 1916 г. отличилась при штурме г. Хизина.
4-я дружина в ноябре 1914г. была отправлена в район Сарыкамыша, где вошла в состав 20-й пехотной дивизии генерал-лейтенанта Н. Истомина. Здесь она выполнила ряд боевых задач, способствовавших успеху Сарыкамышской операции. Так, в ходе этой операции дружина с боями заняла с. Левасур, затем наступала в направлении с. Эгрик. 22 декабря она совершила смелую атаку, прорвав турецкую оборону и выйдя на линию Сарыкамыш-Мерденек. В мае-июне 1915г. дружина участвовала в боях за овладение населённых пунктов Востан, Зеван, Сорб. Командование дивизии отмечало, что дружина проявила во всех боях высокую воинскую дисциплину и отвагу.
После освобождения Эрзерума весь армянский народ ликовал. Глава Армянской епархии Грузии епископ Месроп писал наместнику Кавказа, великому князю Николаю Николаевичу: “Отныне Армения освобождается от страшнейшего турецкого ига, и народ армянский, благословляя Ваше имя, как святое, передает своим грядущим поколениям”. Наместник ответил: “Да поможет Господь для всеобщего блага закрепить навсегда Эрзерум как часть единого Российского государства и тем положить конец вековым страданиям христиан, находящихся под турецким гнетом”.
В декабре 1915г. дружины были переформированы в шесть отдельных батальонов. 16 ноября 1917г. генерал Пржевальский отдал приказ о формировании армянского корпуса, командующим которого был назначен генерал русской армии Ф. Назарбеков. Корпус вытянулся в одну линию вдоль уже новой армяно-турецкой границы. Костяк Армянского корпуса составили бывшие армянские добровольческие дружины. Армянский корпус 22-28 мая 1918г. выйграл героические сражения в Сардарапате, Баш-Апаране и Каракилисе, благодаря чему было спасено армянское население и провозглашена Республика Армения. По существу, в численно-профессиональном отношении наиболее боеспособными вооруженными силами в Закавказье обладала лишь Армения.
Говоря о боевых путях армянских добровольческих формирований, нужно учитывать, что они в основном встраивались в общий оперативный и тактический план действий русской армии, и их успехи во многом были обусловлены боевыми победами именно русской армий. Но это не умаляет значения подвигов добровольцев, которые внесли свою скромную, но достойную лепту в общую победу Русской освободительной армии на Кавказском фронте.
Через несколько лет исполнится 300-летие армяно-русского военного сотрудничества и братства – начиная с Персидского похода Петра I до наших дней. И в этой героической эпопее свою особую роль сыграли армянские добровольцы Кавказского фронта. Теперь, когда РА входит в систему ОДКБ и армяно-российское военное сотрудничество развивается и непрерывно укрепляется, изучение истории армянских добровольческих дружин кроме историографического, получает еще и важное духовно-политическое значение.
Спасибо за внимание.
.
Аваг Арутюнян, Директор Военного музея МО РА ‘‘Мать Армения’’, кандидат исторических наук
.
Использованная литература
Национальный архив Армении, фонд 1267, Коллекция документальных материалов об участии армянских добровольческих дружин и регулярных воинских частей на Кавказском фронте во время Первой мировой войны
Агаян Ц. П. Андраник и его время.- М., 1997.
Акопян А. М. Западная Армения в планах империалистических держав в период первой мировой войны.- Е., 1967.
Андраник Озанян. Документы и материалы.- Е., 1991.
Армянские добровольцы. 1914-1915.- Т., 1916.
Арутюнян А. О. Кавказский фронт 1914-1917гг.- Е., 1971.
Бадалян Х. А. Турецко-германская экспансия в Закавказье (1914-1918).- Е., 1980.
Геноцид армян в Османской империи. Сб. документов и материалов.- Е., 1966.
Елисеев Ф. Казаки на Кавказском фронте (1914-1917).- М., 2001.
История первой мировой войны, 1914-1918. Тт. I-II.- М., 1975.
Киракосян Дж. С. Западная Армения в годы первой мировой войны.- Е., 1971.
Корсун Н. Г. Кавказский фронт Первой мировой войны.- М., 2004.
Лудшувейт Е. Ф. Турция в годы первой мировой войны 1914-1918гг.- М., 1966.
Масловский Е. В. Мировая война на Кавказском фронте (1914-1917).- Париж, 1933.
Саркисян Е. К. Экспансионистская политика Османской империи в Закавказье накануне и в годы первой мировой войны.- Е., 1962.
Шамбаров В. Е. За веру, царя и Отечество!- М., 2003.