Так уж повелось, что ежегодно главному финансовому документу страны дается название представляющей проект бюджета властью, оппозиционерами, которые дают волю творческой мысли, как говорится, ни в чем себе не отказывая. Программы правительства по части названий такой популярностью не пользуются. Нынешняя, представленная правительством Пашиняна, стала, пожалуй, исключением.
Программа "осчастливливания", список тостов и добрых пожеланий, декларация мечтаний, программа без цифр, политологический нонсенс, программа перманентной революции… Перечень названий, учитывая зашкаливающий к программе интерес и столь же зашкаливающее разочарование ею, можно перечислять, судя по не менее зашкаливающему уровню креатива, еще долго. Однако перечисленного вполне достаточно с целью понять, что по сути представляет собой программа правительства согласия.
ЯСНО, ЧТО НА ПРОГРАММУ РАЗВИТИЯ, КОТОРУЮ ОБЕЩАЛА ПРЕДСТАВИТЬ НОВАЯ ВЛАСТЬ, этот документ даже при огромном желании не тянет. Более того, он ярко подчеркивает не только временность этого правительства, что, казалось бы, вполне объективно, но и "временность" мышления кабинета министров, их неспособность мыслить на какую-либо перспективу. Очевидно, что нынешняя власть при составлении программы взяла на вооружение подход двухлетней давности прежней власти. Напомним, сформированное в сентябре 2016-го правительство Карена Карапетяна в своей программе не обозначило показателей, за что удостоилось шквала критики со стороны оппозиции. Не представило цифр, зато четко и качественно обозначило куда ведет и что произойдет в результате этого. Справедливости ради следует напомнить также, что в программе исполнительной власти годичной давности правительство Карапетяна зафиксировало достаточно амбициозные ключевые цели в плане роста экономики, снижения безработицы, повышения минимальной зарплаты, увеличения доли объемов экспорта в ВВП, рост соотношения налоги - ВВП. Чего, повторимся, не сделало обещавшее представить программу развития правительство Пашиняна.
Судите сами, в документе, содержание которого нередко смахивает на фейсбучные статусы, нет четкого разделения что, когда и как правительство намерено претворять в жизнь. Сферы, конечно же, обозначены по главам, однако цели смазаны. Вероятно, это сделано преднамеренно. Впрочем, так же как и мешанина тем и тотальное отсутствие измеряемых показателей. На этом фоне, пожалуй, излишне говорить о размытых или вовсе об отсутствии механизмов. Механизмов достижения размытых целей. Все это позволяет хоть сегодня рапортовать о выполнении программы, за исключением некоторых пунктов (проведение досрочных выборов), и никто не сможет их обвинять в неудаче...
ВПРОЧЕМ, ЧТОБЫ НЕ БЫТЬ ГОЛОСЛОВНОЙ, ВНЕСУ НЕМНОГО КОНКРЕТИКИ. Еще вчера правительство утверждало о ждущих-недождущихся своего часа инвестировать в армянскую экономику наших соотечественниках. Сегодня то же правительство в своей программе всего лишь сдержанно прогнозирует, что сформированные революцией положительные ожидания с большой долей вероятности трансформируются в потоки инвестиций. Да и то "при условии политической стабильности".
Вместе с тем политическая стабильность, судя по программе, будет помехой для развития одного из приоритетных направлений – туризма, для которого "открылись колоссальные перспективы". А открылись они благодаря "бархатной революции", которая "создала все предпосылки для беспрецедентного роста турпотока во втором полугодии". Авторы программы уверены, что "люди должны желать приехать посмотреть, что за страна свершила революцию любви и солидарности, которая привлекла внимание международного сообщества". То есть либо политическая стабильность для привлечения инвестиций, либо революция для увеличения турпотока. Да и то на один сезон! Создается впечатление, что программу не только разные люди писали, причем независимо друг от друга, но координатору оказалось не под силу сопоставить явные нестыковки.
"Практическим значением деятельности правительства должно быть создание наиболее благоприятных условий для счастья человека". Формула счастья, согласно правительству Пашиняна, состоит из множества компонентов. В ощущении счастья, в частности, имеют приоритетное значение социальная обеспеченность, качество и доступность медуслуг и образования, а также коммуникация с культурой и культурной жизнью. К этим задекларированным в виде тоста целям должны привести инвестиции, о которых говорилось выше. Те самые, которые вероятны при условии политической стабильности. Той самой стабильности, при которой хана туризму (раз уж правительство Пашиняна считает, что нашей стране более нечем проявить себя на туристической карте мира). Тут, кстати, стоит отметить и то, что говорить о политической стабильности на фоне подготовки к внеочередным выборам в парламент – просто нелепо.
Если же все-таки сформированные революцией положительные ожидания трансформируются в инвестиции, то в этом случае "правительство намерено направить их в русло создания рабочих мест, реально повысить зарплаты и пенсии" и прочее.
ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПАШИНЯНА ПРИДАЕТ СОЦИАЛЬНОМУ эффекту экономического развития. "Один лишь статистический экономический рост, который ничего не меняет в жизни граждан, остается лишь обычной статистикой. Необходимо применить такую модель экономического развития, которая позволит каждому гражданину РА на себе почувствовать последствия экономического роста". Трудно не согласиться с этим утверждением. Однако за высказанным императивным тоном пожеланием ничего нет. Никаких путей, никаких механизмов. Все общо, без конкретики. К примеру, "в сфере малого и среднего бизнеса правительство осуществит комплексные шаги для исключения препятствий, мешающих развитию сферы".
Поговаривают, что программа была составлена обычным путем – каждое министерство представило по главе о своей сфере, а комплектование и редактирование провел первый вице-премьер Арарат Мирзоян. В главе, громко названной "Продолжительное экономическое развитие", обозначены три приоритетных направления: высокие технологии, сельское хозяйство и туризм. Три сферы, которые, согласно программе правительства, "нужно развивать революционными темпами". Далее документ останавливается на "иных экономических направлениях", которые иначе как убожеством, учитывая, что это программа правительства, назвать нельзя. Здесь кроме развития восстанавливаемой солнечной энергетики и горнорудной промышленности стратегических задач других сфер не указано. Среди иных экономических направлений указываются "модернизация водных и энергетических инфраструктур, качество и доступность интернета, улучшение железнодорожных тарифов, повышение качества дорог, транспортных услуг, доступность и комфортабельность транспортных средств, модернизация и разветвление Ереванского метрополитена, пересмотр практики штрафов за нарушения ПДД, зафиксированные спидометрами и видеокамерами".
НАЛИЧИЯ ПОСЛЕДНЕГО ПУНКТА В ЭТОМ ПЕРЕЧНЕ, СОГЛАСИТЕСЬ, уже достаточно, чтобы документ назвать убогим. Авторы считают элементом экономического развития, по сути, профилактику безопасности движения. Более того, революционными темпами собираются развивать названное приоритетным сельское хозяйство, а, к примеру, о перерабатывающей промышленности в разделе экономики нет ни слова. На прошлой неделе правительство предоставило налоговые льготы "Алекс-текстилю", а программа при этом ни словом не обмолвилась о легкой промышленности, да и о промышленности в целом.
Можно привести еще несколько ярких примеров, свидетельствующих о сомнительном, мягко говоря, качестве данного документа. Но ограничимся лишь этими и небольшой статистикой от text analytics, которую опубликовал один из пользователей ФБ. Последняя свидетельствует о том, что в программе больше всего употреблено "нужно-должно". Конечно, нужно, но как? Ответа на этот вопрос программа правительства не дает…
Аревик Чилингарян, "Голос Армении"