1 сентября в Сочи состоится встреча Путина и Алиева. Эту встречу Путин анонсировал 3 июня, на церемонии открытия чемпионата мира по футболу, заявив, что о проблемах поговорят на встрече 30 августа. За это время произошло два знаменательных события: удар кнутом в Мингечауре и соглашение по Каспийскому морю.
В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ НА МИНГЕЧАУРСКОЙ ГЭС ПОЛ-АЗЕРБАЙДЖАНА было обесточено, парализованными оказались даже армейские учения. Параллельно было совершено покушение на мэра Гянджи, в котором почти неприкрыто обвинили спецслужбы Ирана. Строивший из себя регионального великана Алиев сразу оказался в весьма жалком положении.
Через пару недель в Актау президенты пяти прикаспийских государств подписали соглашение, значимость которого для Азербайджана можно расценить на этом фоне как весьма относительную. Баку ждал новой возможности для использования каспийской нефти и газа, прокладки трубы, по которой туркменский газ дойдет до Европы. Но соглашение напоминало скорее конфету, если Азербайджан будет вести себя хорошо, и предупреждение, если будет вести себя плохо.
Еще раньше в Баку не скрывали обеспокоенности по поводу строительства на Каспии новой российской военно-морской базы. И не случайно до встречи с Путиным Алиев вбросил в обращение идею об интересе Азербайджана к ОДКБ, особенно на фоне истории с генсеком организации, которой Баку не преминул воспользоваться. Это попытка соблазнить Путина, у которого, однако, свои серьезные проблемы. Накануне Путину пришлось смягчать пенсионную реформу. В силу вступают новые американские санкции, и вряд ли Путину сейчас до "соблазнов" Алиева. И еще вопрос: нужен ли России Азербайджан в ОДКБ, потому как он там станет "агентом влияния" Турции, Ирана и Израиля.
В этом смысле Алиев может скорее сдать Путину Эрдогана и Нетаньяху, пытаясь решить свои задачи. Тем более что Алиеву велела себя хорошо вести и фрау Меркель, которая, в отличие от Тбилиси и Еревана, не стала ночевать в Баку, тем самым показав, что не доверяет Азербайджану – а вдруг опять блэкаут.
Баку, видимо, придется довольствоваться конфетой в Актау. Азербайджан фактически заняли Каспием, пока в это время на Кавказе разворачивались фундаментальные события в Армении, где генерируется новая кавказская стратегия. На этом фоне примечательно выглядит намерение Армении создать многофункциональную авиацию, о которой министр обороны Армении говорил в ходе переговоров с российскими партнерами.
Акоп БАДАЛЯН, обозреватель, Lragir