Не имя красит человека, а человек - имя. В истории есть множество примеров, когда люди с тем же именем оставляли либо праведный след в памяти потомков, либо, наоборот, предавались анафеме. Скажем, у нас Саргисом зовут и почитаемого всеми святого, и князя Вест-Саргиса, сыгравшего подлую роль при падении столицы Ани в начале XI века. Вспомним о двух исторических персонажах, носивших то же имя.
Святой Николай (270-341 гг.)
Родился в Батаре в Малой Азии (неподалеку от нынешней Антальи). Его уже при жизни именовали "правилом веры и образом кротости". В раннем возрасте потерял богатых и набожных родителей и рос под опекой своего дяди епископа Николая Старшего.
Родители оставили Николаю большое наследство, которое он раздал нищим и сиротам, а сам отправился в Иерусалим поклониться Гробу Господню. Посетив святые места, он решил стать монахом и поселился в Сионской обители. Однако Бог внушил Николаю, что его удел не монастырь, а распространение благой вести.
Николай направился в ликийский город Миры, где и начал свое служение. Николай был избран епископом Смирны. Он прославился чудесами, которыми сопровождались его проповеди, а, творя благодеяния, святой делал это тайно. Во время гонений на христиан был брошен в тюрьму, где мужественно поддерживал своих единоверцев. Умер глубоким старцем в Мирах Ликийских и был похоронен в местной церкви (341 или 343 г.). Когда в 1087 году турки захватили Миры, итальянские купцы из города Бари увезли останки святого и перезахоронили в своем городе, а позже над могилой была сооружена церковь его имени.
Армянская Апостольская Церковь отмечает День памяти Николая Чудотворца. В России его имя окружено особым почитанием. Никольские храмы и монастыри были в большинстве российских городов (только в Московской епархии несколько десятков церквей и три монастыря). А одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской.
И просто Никол Торосович (XVII в.)
В конце XVI века Армянская Апостольская Церковь переживала тяжкий период, она была вынуждена выплачивать непомерно высокую дань персам. Католикос Давид IV Вагаршапатци фактически назначил себе в соправители епископа Меликседека и направил его за пределы Армении - собирать средства.
Историк, богослов Магакия Орманян (1841-1918) без обиняков называет Меликседека коварным и тщеславным авантюристом и сребролюбцем. Епископ направляется в Польшу, где тогда проживала большая армянская колония (около 200 тысяч человек).
К тому времени Ватикан и власти Польши прилагали настойчивые усилия по обращению армян в католичество, но наши соотечественники на протяжении четырех десятилетий сопротивлялись давлению.
В 1623 году умирает духовный пастырь армян Польши епископ Месроп. Три года епархия остается без предводителя. И вот Меликседек со свитой через Константинополь добирается до Польши для решения вопроса главы епархии. Армяне выдвигают несколько достойных кандидатов. Меликседек не мудрствуя лукаво предлагает им просто купить должность, обещая назначить того, кто больше даст.
И тут на сцене появляется 23-летний отпрыск из богатого клана Торосовичей по имени Никол. Человек мирской, не имеющий какого-либо отношения к церкви, покупает благословение "ненасытного" Меликседека, сразу получает от него сан епископа и становится главой епархии.
Весь этот обряд "сребролюбец" осуществляет под покровом ночи, тайно, а когда наутро весть о 23-летнем епископе разносится повсюду, огромная толпа армян врывается в церковь, проклиная и назначившего, и назначенца и собираясь разорвать их на клочья. Но обоих и след простыл - удрали в Каменец. Там Меликседек вскоре испустил дух. А Никол?
Нет ни единого армянского историка или деятеля армян польского происхождения (из современников Никола), которые сказали бы хоть одно доброе слово в адрес лжеепископа. Но что толку?
Для иезуитов самозваный глава епархии стал просто находкой. Они взяли его под свое покровительство. Никол тут же сменил религиозную ориентацию, принял католичество и взялся за "перевоспитание" паствы. Ему активно содействовали польские власти, до этого длительное время достаточно лояльные к армянской церкви. Постепенно на сторону Никола перешла армянская знать. Гонения на религиозной почве становятся все жестче.
Католикос Мовсес III Татеваци в обращениях к Папе Римскому и королю Польши указывает на насилие в отношении армян, просит защиты. Но тщетно. Иезуиты с помощью солдат под предводительством Никола одну за другой захватывают армянские церкви. При этом подвергается грабежу все имущество, утварь из золота и серебра, церковные изумительной красоты одеяния - все, что хранилось на протяжении 500 лет. Завладев этим, Никол или присвоил, или пустил с молотка.
Несомненно, самая невосполнимая утрата - это армянские рукописи, многие из которых, содрав переплет с каменьями, просто сожгли. Самые древние перекочевали в Польшу из Ани. Ну а до наших времен из огромного множества манускриптов дошли всего 200. Некоторые оказались в Матенадаране, остальные разбросаны по свету в частных коллекциях.
Когда и от чего издох "епископ" Никол Тарасович, не знаю. 200-тысячная армянская колония постепенно ассимилировалась. По самым скромным подсчетам (в условиях верности своей вере), армяне ныне были бы весьма многочисленной влиятельной общиной в Польше. Но они отдали свою кровь на службу другим, сменив веру и язык. И что толку от проклятий в адрес Никола после свершившегося факта?!
P.S. История проходимца Никола изложена в замечательной многотомной работе Анны ПЕТРОСЯН "Армения всех времен". Царствие ей небесное.
Александр Товмасян, "Голос Армении"