Через неделю состоится первое заседание новоизбранного парламента, которое должно сформировать новое правительство Армении. 14 января будет переназначен и премьер-министр Армении Никол Пашинян, который в течение нескольких дней представит президенту страны состав правительства. 14 января – пограничный день, который, по сути, завершает «постреволюционный» переходной этап, в ходе которого общество, по большому счету, закрывало глаза на большие и малые провалы правительства. После 14 января общество Армении станет требователем – ожидая от сформированного им правительства материализации революции. С другой стороны, впредь не будут работать пропагандистские тезисы, посредством которых команда Никола Пашиняна за прошедшие месяцы объясняла отсутствие конкретных результатов. Об этом на портале ru.1in.am пишет Саргис Арцруни.
От правительства впредь требуются последовательная работа, политическая воля, креативные кадровые решения: переходной этап в этом смысле частично утерян, и все еще не намечены даже общие черты новой системы. Система сама по себе – это нечто большее, чем кадровые решения: это предполагает эффективность управления, новые подходы, наличие краткосрочных и долгосрочных программ, в конце концов – существование команды, которая все это будет претворять в жизнь.
В дни революции и за последующие девять месяцев мы не слышали четких политических и экономических мессиджей, и в этом смысле все еще неизвестно, что из себя представляет экономическая революция, которую Никол Пашинян провозгласил приоритетом на 2019 год. Глава аппарата премьер-министра поставил упор на резкое увеличение объемов иностранных инвестиций, но очевидно, что инвестиции не приведут к революции, а скорее будут одним из ее последствий. Только лишь качество постреволюционных выборов не может стать стимулом для иностранных инвестиций, потому что все еще неизвестно, какое содержание будут иметь политическая и экономическая системы Армении.
Парламентское конституционное большинство может иметь двоякое восприятие. Это с одной стороны может способствовать политической стабильности, установлению правил предсказуемой игры, обеспечению законодательной базы для реформ, с другой же стороны, своим аморфным, в политическом смысле бесцветным содержанием может породить риски авторитарного управления. Во всяком случае, если признать, что Совет старейшин Еревана – макет нового парламента, то ситуация намного более тревожна, нежели обнадеживающая: 82%-ое большинство не поспособствовало эффективному управлению, а стало щитом, за которым скрываются явным образом недееспособные политические власти.
Многие министры и губернаторы переходного правительства не преуспели в своих сферах, но продолжат занимать должности в новом правительстве, что уже порождает определенные тревоги. Мы не хотим озвучивать пессимистические оценки, но ожидаем, что программа нового кабинета установит такие планки, которые не оставят места для того, чтобы терпеть дилетантизм пусть и членов своей команды.
Переходной период завершен: если даже Никол Пашинян впредь будет терпеть дилетантизм, то его не потерпит становящееся требовательным общество. Иными словами, команда Никола Пашиняна перешла пограничную черту: лимит на ошибки впредь исчерпан.