Вчера вечером премьер-министр РА Никол Пашинян на своей странице в Фейсбуке написал: «В Давосе состоялась неформальная встреча с Ильхамом Алиевым. Мы обменялись мнениями о текущей ситуации в переговорном процессе и дальнейших дискуссиях. Встреча длилась около 1,5 часа».
Сообщенные Пашиняном сведения крайне ограничены даже для анализирования общего характера, однако можем сделать хотя бы несколько констатаций.
Даже после бархатной революции внешняя политика Армении остается крайне непредсказуемой и по большому счету закрытой для общества. Яркими доказательствами этого стали встречи Никола Пашиняна и Ильхама Алиева, которые, как правило, проходят в рамках международных или региональных саммитов, и даже неясно, можно ли эти встречи назвать переговорами или нет.
И в данном случае сложно вынести однозначную оценку тому, какие именно развития привели к неформальной встрече двух лидеров. Была ли она подготовлена четырьмя встречами глав МИД Армении и Азербайджана, или же свою роль сыграли иные сигналы?
В принципе, можно предположить, что встреча Пашинян-Алиев находится вне договоренностей, достигнутых на встречах глав МИД, потому что в тексте заявления, последовавшем за последней встречей Мнацаканян-Мамедъяров и намека не было о возможной встрече лидеров двух стран.
С другой стороны, все мы помним, что на прошлой неделе Никола Пашиняна по случаю избрания премьер-министром РА поздравил президент США Дональд Трамп.
Это было поздравление очень плохого качества, и складывалось такое впечатление, что Армения не является страной, мирно сосуществующей с соседями. Другое впечатление — это то, что особо и нет армяно-американской повестки, если Никол Пашинян не решит Карабахскую проблему.
Если откровенно, то Трамп был не единственным и не исключительным.
За несколько дней до этого и глава МИД России Сергей Лавров на пресс-конференции намекнул, что было бы лучше, если бы Ереван последовал политике Баку.
Слова Трампа и Лаврова разные, но мысль одинакова, которая приводит к тому, что власти Армении или невольно вовлеклись в опасный водоворот переговорного процесса по Карабахской проблеме, либо неэффективная внешняя политика привела к тому, что со стороны Москвы и Вашингтона есть некоторое давление на власти Армении в вопросе Карабаха.
Кстати, параллельно Москве и Вашингтону, о Карабахской проблеме вспомнили и в Брюсселе.
ЕС усматривает позитивные сигналы в переговорах по Карабахской проблеме, и надеется, что стороны полноценно реализуют договоренности, достигнутые на последних встречах, говорится в заявлении, распространенном несколько дней назад офисом Комиссара ЕС по внешним отношениям Федерики Могерини.
В этом контексте происходит продлившая более часа встреча Пашинян-Алиев, подробности которой нам пока неизвестны.
Но еще более тревожно то обстоятельство, что новые власти Армении в вопросе Нагорного Карабаха не имеют четкой политики, вследствие чего возникают риски того, что в процессе урегулирования могут появиться некоторые проблемы. Например, Никол Пашинян при вступлении в должность премьер-министра настаивал на участии НКР в переговорном процессе, но сейчас это требование стало неактуальным, и между Ереваном и Баку происходят весьма активные контакты. Или же, все еще неизвестно – «лифтовая дипломатия» в Душанбе укрепляет или нейтрализует договоренности в Вене и Санкт-Петербурге?
В свое время Никол Пашинян обещал, что в вопросе НКР будет подотчетен площади. Необходимости в этом, пожалуй, нет, однако, как минимум актуально, чтобы обществу Армении была предоставлена информация о процессе, становящемся таинственным.
Саргис Арцруни, https://ru.1in.am/