Вся Армения занята очень важным делом: следит за деятельностью премьер-министра Никола Пашиняна и членов его семьи.
УТРО, КАК ПРАВИЛО, начинается с одной или нескольких записей лидера "бархатной революции" в социальной сети. Не успев проснуться, помыться и позавтракать, мы узнаем, что в Армении отмечен "революционный" рост в той или иной сфере экономики, что жить стало лучше. Эту мысль нам методично вдалбливает в голову сам "человек с рюкзаком", который пытается доказать, что его "шаг" принес пользу стране и народу. И чем больше мы отдаляемся от событий апреля-мая прошлого года, тем он остервенелее пытается убедить всех в том, что новая власть добивается серьезных успехов. Правда, о выдуманной им же экономической революции больше речи не идет.
Идут дни, недели, месяцы, прошел год, пошел другой... Успехов нет, но лидер "бархатной революции" продолжает о них твердить. Сначала в основном шли простые манипуляции, а с этим у него никогда проблем не было. Многолетний опыт руководства "желтой" газетой ему в помощь. Сейчас ситуация стала хуже, и приходится писать просто неправду. К примеру, Пашинян утверждает, что население после смены власти перестало покидать страну, а ты открываешь официальные статистические данные и видишь обратную картину. Да еще смертность увеличилась.
Иногда главе кабмина совсем уж нечего писать, и он приступает ко второму изданию своих постов. Уже раз 20 говорилось, что с 1 июня зарплата военных повысилась на 10%. Какой это мизер - вопрос отдельный. Но на днях в рамках программы "Доброе утро, страна" сообщать было совсем уж нечего, и глава исполнительной власти расписал по всем званиям и должностям, на сколько драмов смог повысить военным зарплаты почти три месяца назад. Столь детальный список зарплат в Вооруженных силах Армении, констатирующий низкие оклады после "великого" повышения, как того и следовало ожидать, привел в полный восторг азербайджанские СМИ - и не только. Но это премьер-министра, видимо, мало волнует. Главным было вновь напомнить военным и всему населению о "резком улучшении благосостояния" последних.
ДЕНЬ ПРОХОДИТ ТЯЖЕЛЕЕ. Проснувшееся население вспоминает о своих проблемах и приходит с ними к власть имущим: кто - в министерства, кто - с акциями к зданию правительства, кто даже пытается перекрыть улицы, забыв, что в совсем "новой Армении" это уже не дозволено. Хуже всего ведут себя ереванцы. Измучившись с утра в транспорте, надышавшись зловонием, исходящим от мусора, выплатив налоги, в том числе городские, они больше всех ругаются на улице и на работе. А интеллектуальная часть, доля которой в столице значительно больше по объективным причинам, вообще имеет дерзость сомневаться в содержании утренних заверений премьер-министра, находит прямые противоречия между ними и действительностью и открыто говорит об этом. Налицо явное отсутствие "революционной сознательности", что нервирует власть.
К вечеру лагерю "бархатной революции" окончательно портят настроение несколько десятков оппозиционеров, партий и экспертов, которые пытаются отрезвить власть, напоминая об усугубляющихся проблемах. Это может завершиться истеричной записью того или иного министра, а то и гневным разоблачением "контры" самим главой кабмина.
Информационная картина дня также может быть разбавлена каким-нибудь шоу Никола Пашиняна. Он может даже превратиться в гида, обрадовать гостей не родной для себя столицы несносным английским и тем паче - русским. Зато он действительно знает, что делает: работает на свой редеющий, но еще довольно большой электорат, радующийся "непосредственности и искренности" кумира.
Периодически все население Армении также обязано знать, что делают члены семьи лидера "бархатной революции". Если даже какое-нибудь ведущее агентство вдруг не разместит у себя фото Пашиняна с ними, то это сделают другие, придется терять клики. В итоге почти все с радостью или поневоле следят за действиями членов семьи премьер-министра. Но, разумеется, в той степени, в которой хотят сам Пашинян и его супруга.
ЕСЛИ ЖЕ ПОПЫТАТЬСЯ сунуть нос "не в свои дела", задаться вопросом, по какому праву они за государственный счет разъезжают по миру, то последует гневная лекция старшей дочери. Мариам Пашинян решила, думается с разрешения родителей, что имеет право журналистов Армении учить уму-разуму, как работать и освещать деятельность властей. То, что ее потуги не удостоились со стороны коллег родителей внимания, привело к еще более гневным нравоучениям. Но всех журналистов ей мало, нужно же развиваться, расширять кругозор. И уже на фоне ширящегося скандала вокруг эксплуатации Амулсарского рудника Мариам Пашинян поучает политических оппонентов отца. Дело дошло до того, что старшая дочь лидера "бархатной революции" не только в вызывающей форме предложила критикам власти "вдохнуть и успокоиться", но также заговорила об ответственности, которую нужно нести за свои слова и дела. Вот уж открытие! Только вот читаешь ее последнюю скандальную запись в сети и удивляешься, не знаешь, как объяснить автору, что эту прописную истину об ответственности за сказанное и сделанное ей надо довести до, к примеру, депутатов от правящего блока "Мой шаг", мэра Еревана, министров и… Кстати, среди явно симпатизирующих властям подписчиков ее страницы нашлись доброжелатели, призвавшие Мариам Пашинян не вмешиваться в политику. Но надеяться, что своевременный призыв будет услышан, не приходится.
Идут день за днем. Армянское общество все больше одолевают разочарование и безысходность, многих - гнев. Но информационная картина властями намеренно сводится к заявлениям и утверждениям одного человека, его деятельности, точнее, имитации деятельности. Армения занята всем, что связано с Николом Пашиняном, живет им и его делами. Проблемы же накапливаются, а ответов на встающие вопросы не предвидится. Вспоминается один из любимых лозунгов сторонников Левона Тер-Петросяна. Если его немного перефразировать в соответствии с современными реалиями, то получится "Никол, Никол до конца!" Остается вот узреть, до какого конца именно…
Иван Григоров, "Голос Армении"