Правовых коллизий в уходящем году было так много, что казалось, пора бы уже перестать удивляться. Но как перестать, если в финале года к неправомерным действиям чиновников от юстиции присоединилось лицо, которое по статусу является главным гарантом Конституции – президент РА.
26 ДЕКАБРЯ АРМЕН САРКИСЯН все-таки подписал закон "О внесении дополнений в закон "О Конституционном суде", пакет законов "О внесении дополнений в закон "Об обеспечении деятельности, обслуживании и социальных гарантиях должностных лиц" и ряд других. То есть подписан законопроект о добровольно-принудительной "высылке" на пенсию судей КС - семерых из них, избранных до принятия новой Конституции. Если они во главе с председателем Грайром Товмасяном в течение двух месяцев с момента принятия закона добровольно уйдут в отставку, то будут получать пенсии в размере своих зарплат до окончания срока пребывания на судейской должности. Иначе возможны нежелательные для них последствия.
Дальше - больше: буквально через 20 минут после подписания президентом закона следователи Специальной следственной службы вошли в здание Конституционного суда. Общественность замерла в ожидании, через некоторое время последовало сообщение, что следователь ССС намеревался встретиться с Грайром Товмасяном, однако не застал его. Чуть позже, в 10 утра 27 декабря, председатель КС был все-таки допрошен.
В тот же день крестнику Товмасяна, в прошлом начальнику инспекции по надзору за законностью Министерства юстиции Норайру Паносяну (назначенному тогдашним министром юстиции Г. Товмасяном), все та же ССС предъявила новое обвинение. К уже имевшемуся добавлен новый эпизод, и следователи на этом основании вновь отправились в суд за санкцией на арест.
Как сообщалось ранее, Паносяну предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшими по неосторожности тяжкие последствия, по статье 308 УК РА. 6 ноября Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции об аресте крестника председателя КС. Согласно обвинению, Паносян в 2011-14 гг. воспрепятствовал уговорами и угрозами приватизации нотариусами помещений в тупике проспекта Баграмяна и на улице Багратуняц.
АДВОКАТ НОРАЙРА ПАНОСЯНА ТИГРАН АТАНЕСЯН назвал подписание президентом скандального законопроекта "сигналом к репрессиям". Интересно, осознает ли это Армен Саркисян, ведь репрессии, кажется, действительно начались. Очевидно, что цепочка событий, начавшихся сразу же после подписания скандального документа, означает не что иное, как неприкрытое давление. Причем не только в отношении Грайра Товмасяна, но и остальных судей КС, которым наглядно демонстрируют, что их ждет в случае непослушания.
Допрос Товмасяна состоялся в назначенное время. Одновременно перед зданием КС проходила акция в защиту председателя и судей, выступали возмущенные происходящим прaвозащитники. Судья КС Аревик Петросян, как не раз прежде ее коллега Альвина Гюлумян, публично заявила, что не собирается поддаваться на шантаж и не воспользуется возможностью досрочного выхода на пенсию. "Я останусь верна данной мне клятве: быть независимой, беспристрастной и выполнять свою миссию по обеспечению верховенства Конституции", - заявила Петросян.
Через несколько часов стало известно, что Грайру Товмасяну предъявлено обвинение по части 2 статьи 308 (злоупотребление служебными полномочиями, что по неосторожности привело к тяжким последствиям). То есть речь идет, как и предполагалось, о деле Норайра Паносяна. Сам Товмасян в беседе с журналистами отметил, что о предъявлении обвинения его предупредили еще 6 месяцев назад с оговоркой, что "в случае непринятия шагов H, Y, Z последует предъявление обвинения". А шаги эти означали только одно: отставку. "Предъявленное обвинение ничего не изменило и не могло изменить в моей жизни, - заявил глава КС. - Мы расстались со следователем как два профессионала, и я сказал, что ценю его как профессионала и сожалею, что он, будучи профессионалом своего дела, вовлечен не в правовой, а в политический процесс".
ОТ ДАЧИ ПОКАЗАНИЙ Товмасян отказался. "Ни для кого не секрет, что в последние 6-7 месяцев судьи КС работали под давлением. И если в мирное время ищут героев, то они сидят и работают в этом здании", - заключил он, перечислив имена всех судей КС, за исключением Ваге Григоряна.
Таким образом, как и следовало ожидать, Товмасян не пошел на "сделку с правосудием" (выражение, принятое во многих странах, когда человек признается в преступных деяниях и ему за это сокращают срок). В данном случае предложение состояло в том, чтобы, образно говоря, валяться в домашнем кресле, плевать в потолок и получать огромную, по меркам Армении, зарплату за счет рядового налогоплательщика. Грайр Товмасян избрал иной путь. К чему приведет его смелый шаг, сказать сложно, учитывая непредсказуемость действий властей. Бесспорно одно: на сделку с совестью и профессиональной честью председатель КС не пошел. И это не может не вызывать уважения.
Лана Мшецян, "Голос Армении"