После того как "народный премьер" возложил бремя улучшения жизни рядового гражданина на самого… "носителя" этой жизни, то есть на каждого жителя страны, ожидалось, что количество субъектов МСП (малое и среднее предпринимательство) в Армении резко рванет вверх. Между тем этого не происходит - прежде всего потому, что как этот, так и многие другие благозвучные на слух, но весьма далекие от реальных предпосылок призывы Никола Пашиняна основаны на мифах, не имеющих ничего общего с экономической наукой.
ЕСЛИ, СКАЖЕМ ТАК, несколько огрубить ситуацию с малым бизнесом в Армении, то вряд ли ошибемся, если заметим, что сегодня в этом плане имеем то, что, собственно, имели все последние годы. Образно говоря, нашедшие свою бизнес-модель в нише выращивания в селах малины на продажу (этот продукт хорошо идет, например, в столичных медцентрах) в лучшем случае продолжают заниматься этим, но среди них всегда находится часть предпринимателей, которая полагает наилучшим для себя бизнес-планом на ближайшие годы свернуть дело и закрыть компанию либо продать ее. Почему?
Во-первых, армяне отнюдь не последние предприниматели на земле, и то, что было каждому в этом плане под силу, уже давно и без всяких призывов Пашиняна сделано. А во-вторых, как утверждают специалисты по психологии бизнеса, деловой хваткой и склонностью к риску обладают лишь 5-6% людей, поэтому о буме массового предпринимательства в Армении можно только мечтать: для этого нет никаких предпосылок.
Более того, имеются обратные предпосылки, прежде всего низкая покупательная способность населения. Это препятствие для развития частного предпринимательства кабинету Пашиняна преодолеть не удалось, ведь несущественное повышение доходов некоторых категорий населения не обеспечивает необходимой критической массы для прорыва. Что уж говорить о тех многочисленных гражданах, уровень доходов которых и при правлении Пашиняна остается девственно нетронутым.
Ведь что такое, по сути, малый бизнес? Это в подавляющем большинстве фирмы или индивидуальные предприниматели, которые работают непосредственно с населением, с людьми, а не с компаниями. Муж и жена тянут лямку своего бизнеса (допустим, по выпечке изделий), имея в лучшем случае одного наемного работника. И если в последние 1,5 года после "бархатной революции" доходы граждан Армении не растут, то это снижает платежеспособный спрос со стороны тех потенциальных клиентов, которые могли бы быть у типичного малого предпринимателя.
В конце концов, весь вопрос упирается в то, кому уже упоминавшийся "малиновый" бизнесмен или испекшие Колобка дед с бабкой смогут продать свой товар. Ведь типичный малый предприниматель - это не какой-то Билл Гейтс, изобретающий в гараже некую совершенно новую технологию или продукт, которые кардинально изменят нашу жизнь. Это человек, который производит более или менее стандартные продукты (малина, выпечка) или оказывает более или менее распространенные услуги, чтобы удовлетворить потребности окружающего населения. И если у этого населения не очень хорошо с доходами, то и малый бизнес развиваться не в состоянии.
СКАЗАННОЕ ВЕРНО, если учесть еще одно немаловажное обстоятельство: многие в свое время занялись малым бизнесом не по доброй воле, а от безысходности. Такие вынужденные предприниматели - это люди, которых жизнь заталкивает в бизнес (среди таких много, к примеру, так называемых челноков-торговцев) и которые никогда в жизни, будь их воля, заниматься этим не стали бы. Они понимают, что это тяжелая доля и много здесь не заработаешь, но вынуждены этим заниматься, так как нет иных источников дохода. Это обычно довольно примитивный микробизнес, который почти не создает дополнительных рабочих мест. Он не ставит перед собой цели роста, задача его владельцев - обеспечить небольшой доход, чтобы семья могла элементарно существовать. И очень часто это бизнес в тени. Вот почему весьма сомнительным выглядит недавнее заявление заместителя главы Комитета госдоходов Эдварда Ованнисяна о том, что в выявленном теневом обороте малый бизнес практически отсутствует.
Правительство с начавшегося года расширяет для малого бизнеса льготный режим. Раньше от налогов освобождался микробизнес с оборотом до 9 млн драмов в год и семейный бизнес с оборотом до 18 млн драмов. С 2020 года микробизнес не будет платить налоги независимо от того, работают ли там члены семьи или посторонние люди. А не облагаемый налогом оборот будет повышен до 24 млн драмов (около $50 тысяч). Платить нужно будет только подоходный налог с зарплат сотрудников.
И это опять же имеет всего лишь благозвучный характер, не более того. Почему? Дело в том, что соблазнять льготными налогами людей, дабы массово затолкать их в малый бизнес, сродни массовой выдаче необеспеченных кредитов. Завтра этот "пузырь" с грохотом лопнет, и на обломках бизнеса останутся десятки тысяч "поверивших в себя" - а вернее, Пашиняну - людей.
Проблема усугубляется и недоступностью финансов для малого бизнеса, особенно источников венчурного (рискового) капитала, без которого малый бизнес, особенно инновационный, расти не может. Судя по недавнему заявлению замминистра экономики Наиры Маргарян, в этом ведомстве осознают проблему кредитования МСП и ведут работы в этом направлении. Однако что мы видим?
Малым бизнесменам, тем же условным деду с бабкой, будет предложено привлекать финансирование посредством таких продвинутых инструментов, как лизинг, факторинг и даже краудфандинг (сбор пожертвований у населения либо денег в качестве предоплаты за покупку еще не произведенного товара или обещания долевого участия в будущем бизнесе), которыми у нас даже крупный бизнес пользуется редко. Вдобавок уже в который раз акцент будет сделан на создании венчурных фондов и приглашении в страну бизнес-ангелов.
Может, сразу пригласить марсиан?
Ашот Арамян, "Голос Армении"