Со дня гибели командующего иранской бригады “Аль-Кудс” Корпуса стражей Исламской Революции генерал-майора Касема Сулеймани в азербайджанской прессе не прекращаются попытки очернения памяти генерала и поливания его грязью. Однако в последнее время эту антииранскую истерию подхватили и турецкие СМИ.
.
К примеру, турецкий сайт “Asasmedya” опубликовал слова иранского эксперта по региону Джехенбехша Изеди, который заявил, что в 90-е гг. во время Карабахской войны объединение Нахиджевана с Азербайджаном укрепило бы пантюркистскую идею, создало бы государство, которое не исходит из иранских интересов, и изменило бы региональную расстановку сил. Поэтому Касем Сулеймани, чтобы не нарушить имевшийся баланс сил, предпринял шаги, для сохранения этих земель (Мегринский коридор и Нагорный Карабах – прим. И. С.) за Арменией.
Разумеется, турецкие СМИ использовали данное высказывание в качестве доказательства наличия в Иране стремление противостоять турецким региональным амбициям. Последние, несомненно, касаются и Азербайджана, впрочем, как и многих других тюркских государств в рамках давно уже не скрываемой идеологии пантюркизма. На протяжении многих лет Турция и Азербайджан под ширмой братских и добрососедских отношений совместно подогревают антииранские, пантюркистские настроения и в тюркоязычных районах самой Исламской Республики. Неоднократно были доказаны факты финансирования сепаратистских движений и организаций Анкарой и Баку, а турецкие и азербайджанские профессиональные сотрудники спецслужб оказывают помощь в организации сепаратистских акций.
В источниках о биографии погибшего генерала Сулеймани не упоминается о его сколько-нибудь заметной роли в Карабахском конфликте, в отличие, от других известных иранских политиков. Тем не менее генерал не раз демонстрировал жесткую позицию по отношению к Баку. И, осознавая, что такой военный, как Сулеймани, мог бы привести свои угрозы в исполнение, Турции приходилось вступаться за своего незадачливого “младшего брата”. В связи с этим неудивительно, что Азербайджан всячески пытается дискредитировать погибшего генерала среди пантюркистски настроенного контингента – собственного и не только. Кроме того, используя армянский фактор, Баку смог с легкостью настроить своих граждан, как против Ирана в целом, так и против избранного “проармянским” Сулеймани.
Иран, в свою очередь, даже абстрагируясь от фигуры Сулеймани, осознает, что именно сильная и независимая Армения является преградой для осуществления пантюркистских замыслов, поэтому перманентно, хотя и часто не гласно оказывает и будет оказывать Еревану необходимую поддержку.
Инфотека24