До конца января в Украину приедет госсекретарь США Майкл Помпео. Его визит планировался на первые дни месяца, однако был перенесен из-за событий в Иране. Теперь ситуация изменилась и для украинского президента Владимира Зеленского. Трагедия с самолетом «Международных авиалиний Украины» привлекла внимание к тому, чем в начале января занимался Зеленский.
После сообщения о переносе визита Помпео украинский президент продлил отдых, начатый в декабре на горнолыжном курорте в Карпатах. Журналисты выяснили, что в первых числах января Зеленский с семьей находился в Омане. Пресс-служба подтвердила информацию, уточнив, что глава государства обсуждал с представителями султаната некие инвестиционные проекты.
В Украине эту новость восприняли скептически. Некоторые эксперты сравнили поездку Зеленского со скандально известными мальдивскими каникулами Петра Порошенко. Нынешний президент, как и его предшественник в 2018 году, организовал тайную поездку в теплые края, хотя на востоке Украины ситуация не урегулирована. Замдиректора Украинского института исследований экстремизма Богдан Петренко сказал «112 Украина», что разница в последствиях тайного отдыха все же есть: «У Порошенко на момент Мальдив рейтинг уже был отрицательным, поэтому эта история лишь ухудшила его и без того плохую репутацию. Зеленский пока имеет положительный рейтинг. Вряд ли это настолько поколеблет его популярность, разве что в пределах 3–4%». Он отметил, что осудить Владимира Зеленского стремятся в первую очередь оппозиционные силы: «Для них что бы ни сделал Зеленский – это уже негатив».
Ситуация изменилась 8 января, когда был сбит украинский пассажирский самолет. В Киеве ждали немедленного возвращения главы государства. Однако Владимир Зеленский вернулся только 9 января. Это вызвало массу вопросов. Близкие к оппозиции СМИ растиражировали информацию, которую первым обнародовал малоизвестный ресурс texty.org.ua со ссылкой на данные системы мониторинга авиамаршрутов RadarBox.
Журналисты отследили передвижения двух бизнес-джетов с номерами T7-GEM и 9H-VJN. Первый из них в украинских СМИ называют собственностью одного из лидеров «Оппозиционной платформы – За жизнь» Виктора Медведчука, который дружен с президентом РФ Владимиром Путиным. Согласно обнародованной на некоторых украинских ресурсах информации, оба самолета прибыли в столицу Омана Маскат 7 января: T7-GEM прилетел из Киева, а 9H-VJN – из Москвы. Первый из них 8 января отправился в Москву, а на втором Владимир Зеленский возвращался в Киев. Издание «Цензор.нет», перепечатавшее информацию, процитировало автора исследования: «Становится очевидным, что чартер для Зеленского был заказан еще до катастрофы Boeing МАУ в Тегеране. Однако вместо того, чтобы после известия о трагедии сразу улететь из Омана еще утром 8 января (на тот момент самолет уже был на месте и имел несколько часов на подготовку для полета), Зеленский чего-то ждал. Наша версия – он ждал встречи с кем-то, кто прилетел в Оман из Москвы на том же самолете Bombardier (9H-VJN), который затем повез Зеленского в Киев».
Пресс-служба президента Украины, отвечая на вопрос «Нового времени», назвала ложной информацию о каких-либо тайных переговорах Владимира Зеленского с российской делегацией в Омане. Но эксперты, приглашенные в эфир телеканала «Прямой», допустили даже некую связь тайных переговоров и трагедии с украинским пассажирским самолетом. Они обратили внимание, что Зеленский поначалу не подтвердил версию о причастности Ирана к уничтожению лайнера, несмотря на заявления, сделанные западными лидерами. Причем секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Алексей Данилов в комментарии Би-би-си признал, что в Киеве знали о причинах авиакатастрофы еще до того, как Иран признал свою вину. По его словам, украинские эксперты, отправившиеся в Тегеран 9 января, «нашли доказательства того, что это была ракета… мы знаем название этой ракеты, знаем, когда ее купила иранская сторона, и знаем, у кого купила».
Зеленский в обращении к народу 11 января признал, что версия о поражении самолета ракетой подтвердилась еще 9-го числа. Вечером этого дня соответствующие данные украинской стороне передали США, Канада, Великобритания. 10 января, по словам Зеленского, у него состоялся телефонный разговор с госсекретарем США Майклом Помпео и встреча с временной поверенной в делах США Кристиной Квин. Зеленский в обращении пояснил, почему сразу не заявил о причастности иранской стороны: «Мы работали системно, без истерик, ради одного – достижения результата, а именно выяснения правды об обстоятельствах авиакатастрофы».
Но политические противники украинского президента считают, что этого недостаточно. Петр Порошенко в видеообращении посоветовал президенту Украины больше доверять развединформации западных партнеров, создать межгосударственную комиссию для расследования, но не привлекать к участию в ее работе российскую сторону.
Кроме того, Порошенко требует созвать специальное заседание Совбеза ООН. Бывший секретарь Совета нацбезопасности и обороны Александр Турчинов в своем блоге поддержал идею о вынесении вопроса на обсуждение Совбеза ООН. И пояснил зачем: «Это уже второй пассажирский Boeing, который за последнее время уничтожается российской ракетой. И так же, как в случае с малазийским самолетом, руководство РФ в своих официальных заявлениях пыталось не только поддержать Иран, своего стратегического партнера, но и дезинформировать международную общественность…»
В России, как известно, говорят об ответственности США. Зампредседателя комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин, которого цитируют украинские СМИ, сказал в интервью радиостанции «Говорит Москва»: «Это был ракетный удар, спровоцированный США, то есть соответствующие действия со стороны Ирана – непреднамеренные. Здесь нужно осуждать и действия США, и действия Ирана… »
В свете таких требований новые вопросы возникают по поводу возможных переговоров Владимира Зеленского в Омане. Обозреватель Сергей Тихий в колонке для «Главкома» отметил, что для украинской власти начинаются проблемы и неудобства: «Из-за катастрофы украинского лайнера и кончины султана Омана все закулисные «стрелки» и «междусобойчики»… все это уже словно разложено под мощными прожекторами придирчивого внимания: разведывательного, дипломатического, медийного, общественного…» Тихий отметил, что за ситуацией наблюдают ключевые мировые игроки, и команде Зеленского «не позавидуешь». Что именно происходило в начале января, как ожидается, может проясниться с приездом в Киев госсекретаря США.
Татьяна Ивженко, собственный корреспондент "НГ" в Украине, Киев
http://www.ng.ru