Первое время наши публикации о том, что настоящую причину ареста генерала Манвела Григоряна следует искать в событиях, которые последовали за президентскими выборами 19 февраля 2008 г., встречали массу скептических откликов.
.
СО ВРЕМЕНЕМ ЧИТАТЕЛИ УБЕДИЛИСЬ в том, что Никол держит под арестом больного генерала потому, что сводит с ним личные счеты за то, что Манвел не вывел 1 марта 2008 г. на улицы столицы вооруженных членов "Еркрапа", чем лишил поддержки команду Левона, зато спас страну от гражданской войны. Именно за это сегодня генерала показательно убивают в тюрьме.
Отношение читателей к судилищу над генералом менялось с каждым новым фактом сведения счетов по-николовски. Сегодня многие понимают, что критика в адрес власти не остается безнаказанной. Никол зорко следит за всеми, кто критикует его политику. Месть уже настигла многих, прочие ждут своей очереди. Одних уже арестовали, других вызвали на беседу в Службу нацбезопасности или в Специальную следственную службу, кого-то предупредили о последствиях, другим посоветовали по-дружески держать язык за зубами… Репрессии, начатые сразу после прихода Никола к власти, продолжились в 2019 г. и перекочевали в 2020 г.
Генерал-майор, герой войны, бывший секретарь Совбеза и один из вероятных фаворитов президентских выборов в Арцахе Виталий Баласанян высказал мнение по поводу подстрекателей к кровопролитию 1 марта 2008 г., за что незамедлительно был вызван в Специальную следственную службу для дачи показаний по делу "1 марта". Баласанян проигнорировал 2 повестки, объявив, что в момент событий не находился в Ереване. Весной 2020 г. власть приложит все усилия к тому, чтобы Баласанян отказался от участия в президентском забеге…
Бывший начальник ГУНБ и посол президента по особым поручениям Давид Шахназарян тоже был вызван в Службу нацбезопасности после того, как публично обвинил власть в провале переговорного процесса. Он обозначил также те проблемы и риски для безопасности Армении и Арцаха, которые напрямую связаны с некомпетентностью власти и ее не вполне адекватным поведением в контексте урегулирования. Шахназарян продолжает критиковать власть, из чего следует вывод, что далеко не все боятся Никола…
Никол - главная причина репрессий
С бывшим руководителем Фонда "Айастан" и вовсе вышла смешная история. Ара Варданяна сначала поймали, потом отпустили, так как выяснилось, что он не нанес ущерб фонду и денег из фонда он не брал.
НО ВАРДАНЯН НЕ УЧЕЛ СИТУАЦИЮ и после освобождения продолжил критиковать власть, а потому снова угодил за решетку. Нетерпимость к критике - главная причина политических репрессий, а Никол, как известно, готов уничтожить любого, кто осмелится критиковать его шаги.
О судьбе судей Александра Азаряна и Давида Григоряна, которые рискнули изменить меру пресечения второму президенту Роберту Кочаряну, известно многим. Оба поплатились за то, что отпустили Кочаряна на свободу. В научной работе Азаряна обнаружили "плагиат", а Григоряна и вовсе подвергли уголовному преследованию на основании заявления о возбуждении уголовного дела, которое ранее было прекращено.
Собственник телеканала-5 Армен Тавадян во второй раз лишился свободы только за то, что не скрывает отношений со вторым президентом. Арест Тавадяна - попытка заглушить критику в адрес Никола, которая ежедневно звучит в эфире телекомпании. Тавадяна лишили свободы, однако критика по-прежнему звучит в эфире телеканала - 5, арест Тавадяна - классический образчик наступления на свободу слова. Поводом для ареста, напомню, послужила видеозапись полиции, на которой Тавадяна нет и к которой он никакого отношения не имеет. Примечательно, что к господину Варужану Мкртчяну, который запечатлен на видео, применили меру пресечения в виде подписки о невыезде…
Предупредили заранее…
В отношении председателя Конституционного суда Грайра Товмасяна и вовсе все было сказано откровенно и в лицо. Товмасяна предупредили, что если он не уйдет в отставку, то против него возбудят уголовное дело.
СКАЖУ БОЛЬШЕ: власть публично объявила, что если бы Товмасян спокойно сидел на своем месте и не принял решение от 4 сентября, которое власть расценила как действие в интересах второго президента, то никаких преследований не было бы.
Ближайшие соратники Пашиняна дали понять, что если бы Товмасян обслуживал их интересы, как это делает генпрокурор Артур Давтян, то у него все было бы в порядке. Не было бы решения парламента об отставке, не было бы взятки судьям КС именем закона, и о досрочном уходе на пенсию власть не заикнулась бы. А теперь она ждет, что до 31 января найдутся те, кто согласится уйти на покой с сохранением зарплат и прочих выплат. Неужели среди судей КС найдутся желающие?
Бывшему генпрокурору Геворгу Костаняну тоже дали понять, что если он даст показания против третьего президента Сержа Саргсяна, то останется в Армении и получит высокую должность. Костанян не согласился, а потому был вынужден искать работу в Москве. Против него выдвинуты обвинения в содействии фальсификации вещественных доказательств по делу "1 марта", есть решение о его аресте. Костанян объявил, что обвинение против него выдвинуто с единственной целью: скрыть неспособность власти раскрыть дело "1 марта", то есть назвать убийц 10 человек.
Прямые угрозы
Стоило Агвану Варданяну примкнуть к инициативе "Ахтанак" и выступить в поддержку второго президента, как сразу на заседании правительства Никол напомнил об истории 20-летней давности, когда выпускники детских домов не получили полагающееся им жилье от государства.
ДЕЛО БЫЛО В ГОДЫ, когда Варданян возглавлял Министерство соцобеспечения. Он неоднократно давал объяснения по поводу тех событий. Кстати, в ходе упомянутого заседания правительства Никол, не называя имен, пригрозил Варданяну, объявив, что некто "в прямом смысле слова использовал государственные средства на кебаб". Премьер пообещал пойти по следу и разоблачить каждый "кебабный" эпизод.
Сразу после скандальной отставки Артура Ванецяна с поста руководителя Службы нацбезопасности появилось много прогнозов относительно уголовного преследования генерала со стороны власти. Никол никому не прощает критики в свой адрес, а Ванецян, как известно, дал весьма нелицеприятную характеристику тому, как принимаются важнейшие государственные решения. Спустя некоторое время стало известно о попытках соответствующих органов выбить показания у сотрудников отца генерала, который, как известно, долгие годы занимается цветочным бизнесом.
В 2020 г., возможно, будут выдвинуты обвинения и против нынешнего руководителя Счетной палаты Левона Йоляна, который, как известно, является одним из ближайших друзей третьего президента. Скорее всего, его обвинят в сокрытии данных нецелевого использования гранта и кредитов на сумму в 120 млн долларов. Есть подозрения, что эта сумма была использована не по назначению в те годы, когда Комитет госдоходов возглавляли Гагик Хачатрян, Ованес Овсепян и Вардан Арутюнян. Эти данные появились в то самое время, когда Службу нацбезопасности возглавлял Ванецян.
Бывший депутат от фракции РПА Самвел Фарманян тоже неоднократно критиковал премьер-министра. Именно по этой причине против его родной сестры возбуждено уголовное дело, она объявлена в розыск.
В настоящее время власть прилагает усилия, чтобы сместить с должности мэра общины Джермук. Население общины, напомню, борется против превращения Амулсара в рудник. Ранее уголовные дела были возбуждены против мэров Дилижана, Иджевана, Масиса с целью вынудить их уйти в отставку. Зато власть прекрасно уживается с мэрами Гюмри и Ванадзора, которые всегда были объектом жесткой критики со стороны оппозиции, но господа присягнули на верность Николу, и их оставили в покое.
Придется ответить…
Вторжение в редакцию "Ереван ту дей", акция в клубе "Зеркало" и атака на газету "Жоговурд" были предприняты с целью устрашения. Власть пыталась таким образом заставить замолчать издания, которые критикуют ее шаги и публикуют правду о тех судебных процессах, которые Никол инициировал против своих политических оппонентов.
С СОЖАЛЕНИЕМ ВЫНУЖДЕН констатировать, что в 2020 г. общество станет свидетелем других политических преследований. Никол так и не понял, что тюрьма - не способ заглушить критику и люди не боятся ни "укладывания на асфальт", ни "битья об стены", ни "отрезания ручек".
Забегая вперед, сообщу, что, когда Никол будет отвечать за политические репрессии перед законом, мы непременно проследим, чтобы никаких противоправных действий к нему не применяли. Если следующая власть пойдет тем же путем, то она уподобится Николу, а этого нельзя допустить, иначе мы никогда не перешагнем через политические репрессии к равенству всех перед законом.
Мы привели далеко не полный список жертв политических преследований Пашиняна. Репрессии продолжаются, мы могли бы опубликовать примерный список новых жертв, но время это сделает за нас. Понадеемся, что в 2020 г. этот список будет короче, а через несколько месяцев репрессии и вовсе прекратятся по причине изменения политической ситуации…
Гаспар Адамян, "Голос Армении"