Порочные традиции Национального собрания продолжаются. Парламентское большинство отказало включить в повестку около десятка законопроектов оппозиционных фракций со странным, но далеко не новым обоснованием: дескать, аналогичный проект готовит исполнительная власть.
.
ЭТОТ ФАКТ КОНСТАТИРОВАЛИ в кулуарах и с трибуны представители оппозиционных фракций "Светлая Армения" и "Процветающая Армения". Поправки в Регламент НС, в Налоговый кодекс, в закон о гарантиях деятельности депутата, поправки в Гражданский процессуальный кодекс, изменения в уголовный процессуальный кодекс… Эти и другие законодательные инициативы оппозиции парламентское большинство не удостоило даже обсуждения.
Но больше всего споров вызвали предложенные фракцией СА изменения в УПК, которыми депутаты по сути претворяли в жизнь принятое в октябре 2019 года решение КС о несоответствии одного из положений УПК Конституции. Речь о положении, касающемся "взаимоотношений" арест-залог. КС признал антиконституционным положение, которым залог применяется не как отдельная мера пресечения, а как заменяющая арест мера пресечения. Депутат фракции СА Тарон Симонян разработал законопроект, исправляющий, согласно решению КС, данное положение. Однако комиссия по государственно-правовым вопросам дала документу СА отрицательное заключение, представив по сути один "железобетонный" аргумент: с аналогичным проектом планирует выступить правительство. Именно по этой причине исполнительная власть также не захотела сотрудничать с парламентской оппозицией, в свою очередь вынеся проекту отрицательное заключение. То, что делает фракция власти, это ограничение парламента в пользу правительства, заявил Симонян.
"Мойшаговцы отказались включить в повестку 4 представленных СА законопроекта. И если к отказу по трем из них можно отнестись с пониманием, дескать, у фракции власти иная философия, а вы хотите эти вопросы решить иначе, то понять, почему парламентское большинство отказало проекту, по сути имплементирующему решение КС, практически невозможно", - заявил руководитель фракции СА Эдмон Марукян, добавив, что Сурена Григоряна (МШ) ожидает большое будущее, учитывая энтузиазм и экспрессию, которую он вкладывает в свой призыв большинству отказать оппозиции. Григорян, видимо, считает, что оппозиция должна аплодировать его заявлению, мол, мы же обсудили вопрос по содержанию в комиссии, чего же вы еще хотите, разве этого недостаточно, отметил Марукян. И резюмировал: "Ваше положение и без того было неважным в прошлом году, имею в виду власти, а вы подобными вещами еще больше усугубляете его".
Примечательно, что в ответ руководитель комиссии по государственно-правовым вопросам Владимир Варданян не нашел ничего лучше, чем упрекнуть СА в расторопности, дескать, как это фракция выступила с законодательной инициативой спустя всего неделю после решения КС. На этом он не остановился, заявив, что выполнение решений КС – обязательство правительства!
Тарона Симоняна, по его словам, удивила "большая любовь к КС представителей власти, пытающихся любой ценой представить, что реализовать решение КС на практике способно исключительно действующее правительство". "Разочарую вас: правительство, да, наделено законодательной функцией, но она равнозначна законодательной функции депутата, который имеет право без временных ограничений выступить с законодательной инициативой. Плохо, что парламентское большинство не понимает своей функции, не осознает, что антиконституционные положения нужно исправлять как можно раньше. А если хотите полностью передать законодательную функцию правительству, -пожалуйста, но это антиконституционно. Такое уже было в 1918-м и ничем хорошим не завершилось", - напомнил Симонян.
ФРАКЦИЯ ВЛАСТИ ОТКАЗАЛА также в предоставлении вице-спикерам, в данном случае вице-спикеру от оппозиции, возможность созыва парламентских слушаний. Аргумент, представленный Владимиром Варданяном, тоже "железобетонный": вице-спикеры таким образом получат больше полномочий, чем имеет сам спикер. Более того, Варданян печется и об интересах оппозиционной фракции, представитель которой не является вице-спикером, мол, таким образом СА будет ограничена в своих правах. Его не убедило даже заявление самих депутатов из СА, заявивших, что они не видят здесь ограничений, тем более что данная фракция беспрепятственно созывала слушания всегда, когда считала это необходимым. Наши коллеги из СА не против, констатировал автор проекта вице-спикер от ПА Ваге Энфиаджян, добавив, что общий знаменатель может быть найден в результате обсуждений. В итоге фракция "Мой шаг", несмотря на требование оппозиционных фракций, отказалась включить вопрос в повестку и хотя бы обсудить его.
Поправки в Налоговый кодекс представленные Гургеном Багдасаряном из СА, касались экспортеров машин. По приблизительным подсчетам бюджет в текущем году не досчитается около 55 млрд драмов, и законопроект предлагает решить этот вопрос если не полностью, то хотя бы на 3/5, объяснил он. Депутат предлагает внедрить практикуемый в странах ЕС дифференцированный подход взимания НДС. В частности, экспортируемые машины 3-5-летнего "возраста" облагать НДС в 5%, а 5-10-летнего - 10%. Интересы государства приоритетны, и решить проблемы вторичного рынка должно наше государство, заявил депутат, по мнению которого власть предержащие так не считают, кивая на договоренности в ЕАЭС. По его словам, этот аргумент не выдерживает критики, поскольку в Казахстане применяется аналогичный метод.
В международной практике нет такого опыта, чтобы в отношении машин был введен меньший НДС, чем действующий по стране, представил контраргументы Геворк Папоян (МШ) из комиссии по экономическим вопросам. Кроме того, за прошлый год в Армении скопилось множество машин на продажу, и у экспортеров нет ожиданий, что будут внесены подобные изменения. Если принять этот проект, то, по словам Папояна, у власти не будет каких-либо аргументов отказать в снижении НДС на какой-либо товар социального значения. Кроме всего прочего, это противоречит нашим международным обязательствам в рамках ЕАЭС, отметил он.
У нас нет никаких обязательств перед странами ЕАЭС относительно НДС, парировал Аркадий Хачатрян из СА. К тому же, с целью создания равных условий предлагается, чтобы эти ставки применялись в отношении экспортируемых из всех стран машин. А дифференцированный подход предлагается внедрить на 3 года, чтобы по возможности минимизировать потери автоэкспортеров.
Спонтанный обмен мнениями с мест длился достаточно долго, ярко продемонстрировав, что вопросы – и этот, и все вышеперечисленные – нуждаются в полноценном обсуждении на пленарном заседании НС. Однако парламентское большинство отказало оппозиции и в этом…
Аревик Чилингарян, "Голос Армении"