Губернатор Араратской области Гарик Саркисян полтора года назад, подводя итоги своей 100-дневной деятельности на новом посту, вызвал переполох сообщением о планах открыть в селе Даштаван крокодиловую ферму.
.
НОВОСТЬ В ТО ВРЕМЯ была преподнесена как важное достижение нового правительства, доверие к которому у иностранных инвесторов настолько мощное, что они готовы, как в случае с фермой в Араратском регионе, вложить миллионы долларов для реализации своего проекта. Более того, не унимался губернатор, инвестор из Танзании заинтересован в производстве крокодиловой кожи, а в дальнейшем в рамках своего проекта он создаст зоны отдыха, аттракционы, точки общепита.
Миллионы инвестиций, сотни новых рабочих мест
С автором этого проекта, директором ООО "Армон" Хачатуром Саркисяном мы встретились чуть более полугода назад.
В ТО ВРЕМЯ НАШ СОБЕСЕДНИК рассказал, что работа над этим проектом на самом деле началась в конце 2017 года с поиска необходимой для создания фермы земельного участка. Обратились даже в правительство с просьбой помочь, поскольку, по словам нашего собеседника, в Армении сложно найти свободные территории: все давно скуплено и приватизировано, а продаются участки по очень высоким ценам, что для бизнеса невыгодно.
Потом началась "бархатная" революция в Армении, и проект на время пришлось отложить. Спустя какое-то время обратились с письмом сразу к двум губернаторам – Араратской и Армавирской областей. Первый, по словам директора компании "Армон", откликнулся сразу, а второй был занят делами и попросил подождать со встречей. В итоге, приехали к губернатору Араратской области, кто заинтересовался проектом, подыскал соответствующую территорию площадью около 15 га в общине Даштаван Масисского района.
Тогда речь еще шла о крокодиловой ферме на участке около одного гектара с объемом начальных инвестиций примерно 2-3 млн долларов. Планировалось импортировать яйца крокодила из Танзании, Кении и Уганды, потом в инкубаторах выращивать их, наладив здесь производство крокодиловой кожи. Но, как показывали расчеты, вложив средства, первый результат можно было ожидать лишь через 5-7 лет. Поэтому решили построить вокруг фермы зеленую зону наподобие развлекательного центра с теннисными кортами, детскими площадками, волновыми бассейнами (которых в Армении нет) и пр.
Автор инициативы с самого начала решил, что эко-парк будет настолько масштабным по своему охвату и наличию применяемых технологий, что станет только удивлять и изумлять посетителей. Отсюда и пошло название проекта – "Апшанк", что в переводе с армянского означает изумление. По планам общий объем инвестиций должен был составить 12 млн долларов со сроком окупаемости в пять лет, в течение которых ежегодно предусматривался возврат средств инвесторам в размере 2,5 млн долларов. Наряду с этим ожидалось каждый год получать примерно 300 тыс. долларов прибыли с созданием свыше 350 рабочих мест, годовой фонд зарплаты которых был рассчитан на уровне 1,5 млн долларов.
Госведомства в режиме "игнор"
На днях мы вновь пообщались с г-ном Саркисяном, чтобы узнать, на какой стадии реализации находится сейчас проект. Увы, первое, что услышали от него – проект заморожен и, скорее всего, надолго.
- Почему? Ведь несколько месяцев назад вы говорили, что проект вышел на финишную прямую и готовится подписание инвестиционного договора, - недоумевала я.
- ПРИЧИНА В ЭКОЛОГИИ, точнее, в том, в общине Гукасаван, расположенной недалеко от тех мест, где мы планировали создать огромную инфраструктуру с зонами отдыха, компания "Веолиа Джур" сбрасывает в реку Раздан сточные воды. В жаркое время года, когда уровень реки спадает, повсеместно стоит жуткое зловоние. Мы обращались в разные госинстанции, но никто не проявляет последовательность для того, чтобы как-то решить эту экологическую проблему. Как минимум на уровне правительства можно обязать компанию установить водоочистительные станции. Но никто не двигается с места. В итоге, мы решили заморозить проект, поскольку инвесторы не намерены вкладывать миллионы долларов, построив развлекательный центр с множеством инфраструктур, который потом из-за распространяющегося по всей округе зловония никто посещать не будет. Самостоятельно предпринимать шаги для урегулирования ситуации мы тоже не собираемся, поскольку в этом случае наш проект подорожает почти вдвое, - объяснил наш собеседник.
Пусть не снится крокодил
На наш уточняющий вопрос, не рассматривался ли инвесторами вариант реализации проекта на другой территории, он возмущенно ответил, что и без того было потрачено время и большие деньги для разработки инвестплана, поиска требуемых земельных участков, получения соответствующих разрешительных документов и пр.
ПО ОЦЕНКАМ Г-НА САРКИСЯНА, действующая у нас система полностью тормозит процесс привлечения иностранных инвестиций в страну, поскольку обращаешься в какое-то министерство с вопросом, они через две недели отвечают вопросом на вопрос, потом заново пишешь. Проходят месяцы в изнуряющей бумажной волоките. "Нам, к примеру, понадобилось полтора года, чтобы собрать огромные папки с письмами, разрешениями и прочей документацией", - делился опытом автор проекта "Апшанк". Так, зачем сейчас по второму кругу идти этим сложным путем, если эти самые инвесторы могут вложить свои деньги в той же Танзании, логично заключил он.
На этом, судя по всему, "крокодиловая" эпопея закончилась. Да и губернатор Араратской области Гарик Саркисян на своей итоговой пресс-конференции в конце декабря прошлого года больше не говорил об этом проекте. И правда, не расскажешь же людям, почему столь решительно настроенные инвесторы вдруг взяли и заморозили проект. А может впоследствии мы услышим, что проблема вовсе не в подходах правительства к потенциальным инвесторам, а в самих инвесторах, как то случилось, например, с арабскими шейхами в столичной мэрии. Все может быть.
В любом случае злополучный вопрос, кем же все-таки является крокодил – птицей или животным, долго еще будет мучать губернатора Араратской области, а сами крокодилы после этой истории не раз приснятся ему во сне. Хотя нет, пусть они ему не снятся, поскольку, как утверждает сонник Миллера, крокодил во сне предупреждает о грядущих неприятностях, мол, совсем скоро самые близкие люди обманут или даже подставят вас, а враги активизируются и станут еще больше досаждать.
Эдита Караханян, "Голос Армении"