В недрах армянского правительства созрел очередной грандиозный проект. Идея в том, чтобы некоторые участки некоторых автомобильных дорог сделать платными. По замыслу авторов плата за проезд тяжелых грузовых машин (весом более 12 тонн) станет источником финансирования дорожных работ: ремонта, строительства, обслуживания.
СРАЗУ ЖЕ ОТМЕТИМ: ОРИГИНАЛЬНОСТЬЮ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕ БЛЕЩЕТ. Вопрос внедрения платных дорог уже на протяжении лет 20 в армянском правительстве периодически обсуждался. Однако в силу ряда объективных причин подобные инициативы до этапа материализации не доходили. И вот теперь правительство "новой Армении" решило вернуться к нереализованным планам "старых" правительств.
Что хорошего может из этого получиться, сказать сложно. В конце концов, не зря предшествующие правительства воздерживались от воплощения идеи. Вполне возможно, что и "бархатная" власть передумает и откажется от идеи. В то же время не исключено, что, наоборот, "духов" протолкнет проект. Проект, который очевидно несет в себе гораздо больше рисков, нежели финансовых дивидендов для бюджета страны. Впрочем, к этому вопросу еще вернемся. А пока о том, что, признаться, больше всего удивляет в контексте данной инициативы. Речь о ее своевременности.
Понятно, что в условиях усугубляющегося экономического кризиса, сокращения притока средств в казну бюджетные траты на дорожные работы становятся более проблематичными. Тут заметим, что именно строительство дорог для действующего правительства имеет принципиальное значение. Это, пожалуй, единственная сфера, которую оно может демонстрировать обществу в качестве признака созидательного курса. Во всем остальном, прямо скажем, разрушительные процессы очевидны. Так вот, с одной стороны, власти необходимо сохранить активность дорожно-строительных работ, дабы хоть чем-то показать, что умеет она не только разрушать. С другой - для этого нужны деньги, которых в казне становится все меньше. Вот и нашлась модель решения проблемы: финансирование дорожного строительства переложить на плечи тех, кто дорогами пользуется. И бюджету станет легче, и власти будет чем хвастаться перед обществом. Судя по всему, мотивы рождения данного проекта кроются именно в этом.
ОДНАКО ПРОСТО КУРЬЕЗНО ИМЕННО СЕЙЧАС ПРЕДЛАГАТЬ ТАКУЮ МОДЕЛЬ. Дело в том, что уже который месяц объем внешнеторгового оборота Армении неумолимо сокращается, что, разумеется, влечет существенное снижение объемов грузоперевозок. Ясно, что в обозримом будущем эта негативная тенденция сохранится. Да, во многом ситуация объективная, но зачем добавлять к существующим проблемам сферы новую в виде дополнительной финансовой нагрузки для грузоперевозчиков? Как это может стимулировать восстановительный процесс? Тут отметим, что взимать плату за проезд предлагается в размере 50 драмов за километр, что, скажем прямо, вовсе не символический тариф.
Да, при определенных условиях идея могла быть оправданной, реалистичной и многообещающей. Например, в случае, если бы страна обладала серьезным транзитным потенциалом. Но для Армении, десятилетиями живущей в условиях транспортной блокады, рассчитывать на более или менее серьезные транзитные потоки просто глупо. Кстати, уже более 2 лет армянское правительство практически не поднимает на международных площадках проблему блокады. Оно в принципе не говорит об этом, несмотря на то что транспортная блокада в международном праве считается актом агрессии.
В данном контексте, разумеется, нельзя не упомянуть трассу Север - Юг. Здесь, конечно, есть транзитный потенциал. Но, во-первых, потенциал уж слишком потенциальный. Дорога еще строится. Во-вторых, нельзя не отметить, что, по сути, "дорожно-платная" инициатива может этот потенциал просто угробить, потому как перевозчики будут искать и найдут менее дорогие маршруты. Дорога (Север - Юг) вовсе не безальтернативна, чтобы дальнобойщики не могли от нее отказаться. Грузоперевозчиков она еще должна привлечь оптимальными параметрами. А вместо этого правительство Армении сегодня задумывается над тем, как бы эти параметры заведомо ухудшить "платностью" проезда.
Еще одним условием, при котором проект можно было бы считать относительно оправданным, стало бы развитие и расширение торгово-экономических связей Армении с Ираном в целом и функционирование СЭЗ в Мегри в частности. Но и этот вектор армянское правительство уже более двух лет откровенно игнорирует, если не сказать - торпедирует.
ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ, ВОЗМОЖНО, ПОЗВОЛЯТ МЕСТАМИ ЗАЛАТАТЬ дорожный асфальт и чуть-чуть бюджетные дыры. Однако очевидно, что эти плюсы несоизмеримы с теми колоссальными минусами, которые они принесут. К примеру, даже сомнений быть не может в том, что плата за проезд грузовиков по армянским дорогам сразу же приведет к тотальному росту цен на наших потребительских рынках. Ведь себестоимость товаров увеличится. И импортируемых, и даже местных. Сомнений быть не может и в том, что реализация идеи негативно отразится на экспортерах армянской продукции, особенно сельскохозяйственной. Тот же рост себестоимости и естественное снижение конкурентоспособности армянских товаров на зарубежных рынках.
В правительстве Армении нередко рождаются идеи. Казалось бы, это вовсе не плохо, даже если они (идеи) свежестью не отличаются. Плохо другое: они не отличаются более или менее серьезными расчетами их реалистичности, эффективности и, главное, безопасности для тех или иных сфер. Посему уж лучше бы они не рождались.
Ара Меликсетян, "Голос Армении"