О том, что качество принимаемых кабинетом Пашиняна решений не отличается, мягко говоря, тщательной продуманностью и учетом всех нюансов, нами на конкретных примерах писалось не раз. О том, что в Армении на 3-м году "бархатной революции" сложилась буквально катастрофическая ситуация с иностранными инвестициями, не знают сегодня только дети и… правительственные чиновники высокого ранга.
О ТОМ, ЧТО ЦЕЛЫХ ДВЕ ДЮЖИНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АНТИКРИЗИСНЫХ ПРОГРАММ оказались по большому счету малоэффективными, свидетельствуют как официальные статистические данные за 7 месяцев этого года, так и отзывы самих предпринимателей, для которых они предназначались.
И вот правительство на своем заседании 3 сентября с.г. фактически призналось в том, что выходящие из-под его пера решения очень часто имеют настолько сырой вид, что приходится постоянно возвращаться к ним, корректируя, подправляя и дополняя их все новыми положениями.
Речь в данном случае об одной из "дальнобойных", как это виделось членам кабинета, антикризисных программ, принятой в мае 2020 года, суть которой заключалась в том, чтобы посредством государственного софинансирования крупномасштабных инвестиционных проектов побудить частных предпринимателей наперекор пандемии и вызванного ей затухания экономической активности взяться за новые перспективные программы и также вложиться в них.
Указанным проектом было предусмотрено, что если частный инвестор имеет жизнеспособную программу, но ощущает нехватку финансовых средств для ее реализации, то, вложив в дело сумму в размере $1-2 млн (1 единица), получит от правительства финансирование в том же объеме (еще одна единица, причем правительство при этом рассчитывает на 8% ежегодной прибыли от своих вложений), и еще две таких же единицы профинансируют в виде кредитов комбанки. Таким образом, если предприниматель инвестирует, допустим, $1 млн, то общая сумма полученных перечисленным образом финансовых средств на реализацию бизнес-программы составит 4 единицы, то есть $4 млн. Тут, кстати, надо сказать, что бизнесмены с самого начала выражали недовольство тем, что их как бы побуждают по условиям этой программы снова входить в отношения с финансовыми организациями и обременять себя банковскими кредитами, что они считают излишним.
ОТБОР ПОДОБНЫХ ЗАЯВОК И СОФИНАНСИРОВАНИЕ со стороны государства возложены на действующий при правительстве Армянский фонд национальных интересов (ANIF), основное предназначение которого и состоит, собственно, в совместном с частными партнерами инвестировании, как заявлено на сайте фонда, "крупномасштабных проектов в Армении".
Тут немного отвлечемся и вспомним недавний отчет в правительстве ANIF о промежуточных итогах его деятельности, из которого следовало, что даже находящиеся только на стадии обсуждения с зарубежными инвесторами 6-7 инвестиционных программ сталкиваются с серьезными проблемами, что привычно было списано на пандемию.
Но вернемся к рассматриваемой антикризисной программе. Правительство было вынуждено вновь вернуться к ее содержанию и выставленным условиям, поскольку предусмотренные на нее $100 млн так и остались "нераспечатанными". И вот теперь министр экономики Тигран Хачатрян вместе с исполнительным директором ANIF Давидом Папазяном, найдя ошибки в первоначальном проекте, предлагают изменить условия программы, с тем чтобы вызвать хоть какой-то интерес у частных инвесторов. Какие же это изменения, которые послужат толчком для бизнесменов воспользоваться этой программой, сделают ее более востребованной?
ВО-ПЕРВЫХ, НЕРАЦИОНАЛЬНЫМ ОКАЗАЛСЯ ДИАПАЗОН предполагаемых инвестиций в размере от $1 млн до $2 млн, и теперь правительство предлагает установить новый коридор инвестиций от $0,5 млн до $4 млн. Не знаем, насколько это окажется соблазнительным для частных инвесторов, но "тосты", так сказать, погрустнели, ведь программа нацелена именно на более или менее крупные проекты, а в данном случае минимальную планку с $1 млн сразу опускают вдвое.
И во-вторых, теперь предлагается брать в работу также те инвестпроекты, которые были начаты еще до пандемии, хотя ранее условием участия в программе было основание исключительно нового дела. На этой почве развернулась дискуссия между министром экономики Тиграном Хачатряном и вице-премьером Мгером Григоряном, который намекнул на то, что предлагаемыми изменениями искажается сама суть антикризисной программы, которая должна была по идее стимулировать задействование новых проектов и идей, а не продолжение начатых невесть когда. На это Т.Хачатряну ответить было нечего, и ведущий заседание правительства ввиду нахождения в отпуске Никола Пашиняна вице-премьер Тигран Авинян предложил принять проект решения в том виде, в каком он представлен, но далее провести обсуждения на предмет того, чтобы ограничить начало инвестирования в старые проекты хотя бы годом, тем самым выведя из программы хотя бы те инвестпроекты, которые стартовали, скажем, 5 или 10 лет назад, но до сих пор не завершены.
Добавим также, что рассматриваемая антикризисная программа предполагает, что правительство в первые 5 лет будет софинансировать отдельными траншами отобранные бизнес-программы, а в следующие 5 лет постепенно выходить из проекта, обратно продавая свою долю в капитале компаний частному инвестору. Но будут ли вообще желающие "замутить" дело в партнерстве с правительством и комбанками даже на новых условиях? Вопрос продолжает оставаться открытым…
Ашот Арамян, "Голос Армении"