Месяц назад, когда правительство Армении утвердило очередную антикризисную программу, на сей раз касающуюся туризма, министр экономики Тигран Хачатрян провел пресс-конференцию и сообщил, что туристическая сфера страны из-за коронавируса потеряла 90% оборота.
КОНЕЧНО ЖЕ, СТОЛЬ КОЛОССАЛЬНЫЙ СПАД МАЛО КОГО УДИВЛЯЕТ, хотя и является катастрофическим ударом по экономике страны. Не удивляет в силу того, что в мире бушует пандемия, туристических передвижений практически нет. Так что 90-процентный спад имеет объективные причины. Что же касается мощности удара по армянской экономике, то напомним один показатель: в прошлом году примерно полтора миллиарда долларов иностранные туристы потратили в Армении, фактически инвестировав эти деньги в нашу экономику. То есть более 10% ВВП страны.
На этом фоне, казалось бы, правительство должно было предпринять оперативные шаги, направленные на смягчение такого удара и спасение сферы вообще. Собственно, так, как диктует логика и опыт многих стран, где потери от въездного туризма хотя бы частично решили компенсировать туризмом внутренним. Однако наше правительство нашло альтернативный путь решения проблемы. Оно просто долгое время ее не замечало, а когда заметило, то нашло уж очень оригинальный метод антикризисной поддержки и содействия: стимулирование сохранения рабочих мест при отсутствии работы как таковой - верный путь к банкротству компаний, занятых в сфере.
Но вернемся к вопросу внутреннего туризма. Как уже не раз отмечалось, в начале пандемии Никол Пашинян не переставал говорить о том, что кризис создает не только серьезные проблемы, но и открывает новые возможности. В этом контексте, конечно же, шанс мог бы получить внутренний туризм, который по всем канонам жанра, в условиях полного отсутствия туризма въездного должен был не просто зафиксировать рост, а вовсе взлететь. Однако…
Вместо взлета он просто рухнул. В первом полугодии этого года по сравнению с прошлогодним тем же периодом сфера (внутренний туризм) зафиксировала спад более чем на 40%. За январь-июнь 2020-го количество внутренних туристов составило чуть более 140 тысяч человек, тогда как в прошлом году этот показатель превышал 235 тысяч. Впрочем, эти цифры касаются, скажем так, нечистого туризма. Здесь учитывается выезд граждан с постоянного места проживания внутри страны на срок более суток и менее года. Цель этих выездов - разная: образование, работа, лечение. Но и по части сугубо туристической составляющей статистическая картина плачевная. Так, если в прошлогоднем первом полугодии в Армении отдыхающих граждан страны было 167 тысяч, то в этом году - всего 100 тысяч.
ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ не воспользовался возможностью занять полностью опустевший рынок туризма въездного? Тут, конечно, можно сослаться на фактор снижения доходов населения, дескать, людям в нынешних условиях социального кризиса не до отдыха, мол, у них есть сейчас расходы поважнее. Возможно, в некоторой степени это и так. Но тут стоит учесть и потенциал армянского выездного туризма, который в количественном плане почти не уступал еще год назад въездному. Иными словами, огромная армия небедствующих граждан, которая раньше отдыхала за границей, сегодня этой возможности лишена физически, хотя и не обнищала. По крайней мере пока. Они-то и могли пополнить ряды внутренних туристов. Так что фактор социального положения в данном случае ключевым считаться не может.
Без преувеличения можно сказать, что главным демотиватором внутреннего туризма в Армении в период пандемии стало армянское же правительство. Самым ярким и первым примером тому служит решение правительства организовать изоляцию коронавирусных групп риска в цахкадзорской гостинице "Голден Палас". Сегодня об этом многие уже не вспоминают, но этот шаг правительства нанес колоссальный ущерб репутации одной из ключевых курортно-туристических зон страны - Цахкадзору, превратив его в большой лазарет. Более того, дальше втянули в изоляционный процесс и другие гостиницы.
Еще один мощный удар по сфере правительство в лице комендатуры нанесло решениями по временному прекращению деятельности того или иного хозяйствующего субъекта, нарушившего требования режима ЧП. Удар этот нанесен бизнесу в целом, но для туристического особенно болезненный. Когда и без того клиентов, как говорится, кот наплакал, прекращение деятельности ресторана или гостиницы даже на 24 часа просто отпугнет любого потенциального желающего здесь отдохнуть…
Разумеется, власть не признает собственную ответственность за то, что своими решениями подвела целую сферу экономики страны (очередную) к краю пропасти. Она предпочтет свалить все на пандемию, на несознательность граждан. Но это не значит, что то, как она самозабвенно гробит сферу, можно скрыть от общественных глаз.
Ара Меликсетян, "Голос Армении"