Градус войны в Нагорном Карабахе все выше, и если боевые действия примут затяжной характер, то нам впору серьезно подумать о переводе экономики на военные рельсы. Речь о так называемой мобилизационной экономике, то есть экономике, ресурсы которой сосредоточены и используются для противодействия угрозам существования страны как целостной системы. Роль государства в этом случае неизмеримо возрастает, а рыночная экономика во многом перестает быть таковой.
НЕКОТОРЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ ВИДНЫ УЖЕ СЕГОДНЯ. Так, 2 сентября президент Арцаха Араик Арутюнян, руководствуясь положениями закона "О правовом режиме военного положения", принял решение об ограничении полномочий по управлению ЗАО "Карабах Телеком", передав их Министерству экономики и производственных инфраструктур Арцаха, то есть государству. "Это, конечно, не означает, что мы нарушаем право собственности, но, учитывая имеющиеся в работе оператора в условиях военного положения проблемы и стратегическое значение сферы связи для находящихся в войне страны и народа, управление превращаем в государственное". Это, в частности, означает, что до 1 января все услуги сферы связи будут функционировать бесплатно.
Кроме того, действующие в Армении телеком-операторы Viva-Cell МТС и Beeline предприняли тарифные меры в поддержку мобилизационной экономике. Так, первый объявил, что отныне для его абонентов в Карабахе внутренние звонки, а также входящие-исходящие в мобильные сети НКР звонки и SMS станут бесплатными на неопределенное время. В свою очередь второй армянский телеком-оператор объявил, что при соединении роуминга в Арцахе для всех входящих-исходящих звонков и SMS будет действовать сниженный тариф в 5 драмов.
Как понятно, в условиях рыночной экономики такое невозможно. Нерыночным, а вполне мобилизационным моментом можно считать и решение Министерства здравоохранения Армении о том, что вся медицинская помощь пострадавшим от военных действий будет оказываться бесплатно. Таким образом, как частные компании, сам смысл деятельности которых заключается в формировании прибыли, так и правительство берут на себя дополнительное бремя расходов. Не будем забывать также о том, что правительство Армении намерено дополнительно увеличить военный бюджет на этот год на 40 млрд драмов. И наконец, комбанки Армении, еще толком не придя в себя после объявленных ими кредитных каникул в связи с пандемией, сделали еще один "нерыночный" шаг, объявив о том, что текущие невыплаты по кредитам призванных на воинскую службу и добровольцев не будут считаться нарушением, для чего заемщику достаточно предъявить соответствующую справку из военкомата.
ПОНЯТНО, ЧТО ТИП МОБИЛИЗАЦИОННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, при которых все ресурсы страны направляются на одну или несколько приоритетных целей в ущерб другим отраслям, в определенной мере нарушает гармоничность развития страны. Так, в условиях военного времени и блокады Армения может временно игнорировать нормы ВТО - в частности, усилить протекционизм и защиту внутреннего рынка с целью эффективной поддержки внутреннего производства. Эта мера издавна считается одним из наиболее действенных макроэкономических инструментов поддержки национальной экономики, и по этому пути протекционизма в разное время шли Великобритания, США, Германия, Япония, Южная Корея, Китай и другие страны. Причем результат во всех случаях был положительным.
Ориентация на достижение чрезвычайных целей (победа в войне и сохранение субъектности государства) требует использования чрезвычайных средств и чрезвычайных организационных форм. Из истории известны, к примеру, такие элементы мобилизационной экономики, как принудительный перевод рабочих из гражданских отраслей промышленности в распоряжение военной индустрии, введение трудовой повинности для женщин, увеличение продолжительности рабочего дня и т.д. При мобилизационной экономике государство зачастую соучаствует в хозяйственной жизни через прямой контроль, создание благоприятных условий для тех отраслей экономики, которые призваны срочно изменить положении дел в общенациональном масштабе. Такая экономика может оперировать и рыночными механизмами, но ориентирует их к определенной цели, относящейся к внерыночной сфере и обеспечивающей максимально полное использование имеющихся производственных ресурсов. Что же из всего этого следует в нашем конкретном случае?
Во-первых, все ресурсы, включая трудовые, финансовые, сырье и материалы, транспортно-логистические возможности, следует направлять в первую очередь на обеспечение непрерывного функционирования военно-промышленного комплекса. Все, что мы в этом плане производим самостоятельно, будь то автоматы с патронами, минометы с боеприпасами или беспилотники, должно постоянно пополнять расходные ресурсы вооруженных сил. Во вторую очередь необходимо позаботиться о расходных медицинских материалах (в некоторых аптеках столицы Армении исчезли бинты, поскольку все сразу было скуплено и отправлено в Арцах), лекарствах (в Армении действует достаточно эффективный комплекс фармацевтических предприятий) и, наконец, о продовольственной безопасности страны, в случае долгой войны, скорее всего, понадобится введение нормированного распределения основных продуктов - в особенности тех, что в нашей стране не производятся.
Смена экономической парадигмы со временем потребует сокращения второстепенных государственных расходов (об асфальтировании дорог можно будет забыть), а возможно, придется также частично урезать ряд социальных программ.
Ашот Арамян, "Голос Армении"