Сегодня мы с учетом продолжающихся в Нагорном Карабахе боевых действий продолжим разговор о переводе экономики на военные рельсы. Речь о так называемой мобилизационной экономике, то есть экономике, ресурсы которой сосредоточены и используются для противодействия угрозам существования страны как целостной системы. Роль государства в этом случае неизмеримо возрастает (образно говоря, "ночной сторож" в лице либерального государства должен быстро проснуться), а рыночная экономика во многом перестает быть таковой.
В НАШЕМ ПРЕДЫДУЩЕМ МАТЕРИАЛЕ НА ЭТУ ТЕМУ мы привели примеры, когда некоторые проявления мобилизационной экономики видны уже сегодня. Добавим к ним также заявление ЗАО "Айпост" о том, что посылки любого размера и веса для военнослужащих будут направляться на фронт совершенно бесплатно.
Понятно, что о рыночных принципах при антикризисной экономике, связанной с чрезвычайными обстоятельствами, придется на время забыть и все ресурсы, включая трудовые, финансовые, сырье и материалы, транспортно-логистические возможности, следует направлять на противодействие экзистенциальной угрозе существования государства. Это предполагает концентрацию ресурсов в тех звеньях экономической системы, от которых зависит успех противодействия нависшей угрозе, в том числе за счет их (ресурсов) изъятия из других, менее важных с точки зрения достижения поставленной цели звеньев экономики.
В наших условиях государство должно, с одной стороны, поддержать те отрасли и конкретные предприятия, которые приносят стране валюту (кстати, премьер Пашинян раньше неизменно кивал на накопленные международные валютные резервы страны в размере $2,6-2,7 млрд, и сегодня самое время "распаковать" их). Это в первую очередь горнодобывающая и металлургическая отрасли промышленности.
С другой стороны, вполне обоснованным выглядит усиление "нерыночного" давления государства на крупный частный бизнес. В случае с горнорудной отраслью, когда прежде львиная доля прибыли при добыче и экспорте природных ресурсов присваивалась частными хозяйствующими субъектами, положение в условиях продолжения войны должно существенно измениться.
Кстати, в особой заботе сегодня нуждаются хвостохранилища, которые противник может вывести из строя, что приведет к экологическим бедствиям различного масштаба. Сегодня мы должны радоваться тому, что в Амулсаре разработка золоторудника со стороны компании "Лидиан Армения" не приняла больших масштабов, ведь хотя там нет хвостохранилища, однако обстрел ядовитой площадки кучного выщелачивания руды и других объектов инфраструктуры рудника спровоцировал бы активный сход кислотного дренажа в воды рек и далее через тоннель Воротан - Арпа в озеро Севан.
РЕЧЬ ДАЖЕ НЕ О ДОБРОСОВЕСТНОМ ИСПОЛНЕНИИ своих налоговых обязательств: это само собой разумеющееся условие. Однако в какой-то момент олигархам должен быть выдвинут ультиматум: либо включайтесь в мобилизационную экономику, либо пеняйте на себя. Включение означает строгое увязывание экономической политики кланово-олигархических групп (речь уже не только о горнорудной отрасли, но и о Самвеле Алексаняне, Хачатуре Сукиасяне, гендиректоре ЗММК Мгере Полоскове, Гагике Царукяне, Гагике Хачатряне, которых уже пора выпустить на свободу, и о других крупных бизнесменах страны) с приоритетными национальными интересами, финансовую поддержку тех проектов, которые государство посчитает наиболее важными, включая различные направления ВПК, фармацевтики, продовольственной безопасности и т.д.
Такой подход отличается от национализации тем, что менеджмент крупных частных корпораций действует в либеральном режиме, тогда как государство активно вмешивается - формальными и неформальными средствами - в использование прибыли, в процесс реинвестиции. Добиться этого включения олигархов в мобилизационный проект можно разными путями: политическими, административными, законотворческими. Не будем исключать и добровольное согласие бизнеса. Суть же остается неизменной: экономическая свобода крупного бизнеса (повторимся, в случае перспективы затяжной войны) должна быть существенно ограничена, подчинена интересам государства, ставящего перед собой вполне конкретные задачи.
Государство должно обеспечить реинвестиции (даже не гарантирующие в дальнейшем извлечение прибыли) в те области промышленности, от которых зависит мощь государства как такового. Этими областями являются оборонная промышленность, высокие технологии, приборостроение и другие отрасли национальной индустрии. Выращивание шпината и туризм, на которые слишком полагался премьер Пашинян, тут не помогут.
Одним словом, суть мобилизационной системы заключается в императивном реинвестировании прибылей (а в случае ресурсодобывающих компаний и сверхприбылей) - условно 1000 крупнейших налогоплательщиков Армении - в реальный сектор экономики с учетом оборонных расходов. При этом мобилизационные методы меньше всего должны затронуть мелкий и средний бизнес, поскольку эта действующая на рыночных условиях сфера призвана стать тем мотором, который даст экономической системе устойчивость и стабильность.
Важная роль в условиях мобилизационной экономики принадлежит легкой промышленности, ведь это обмундирование и обувь воюющей армии. Впрочем, об этом мы поговорим в следующем материале.
Ашот Арамян, "Голос Армении"