Правительство Армении решением от 20 октября 2020 года N1708-Н ввело временный запрет на импорт товаров конечного потребления турецкого происхождения. Запрет вступит в силу с 31 декабря 2020 года.
Ограничение импорта товаров турецкого происхождения прежде всего преследует цель безопасности, учитывая многочисленные подтвержденные факты пособничества и открытой поддержки Турцией военных и террористических действий, развязанных Азербайджаном против Республики Арцах. Запретом на импорт товаров турецкого происхождения прекращается финансирование турецкой государственной казны из армянских источников и в то же время пресекается возможность проникновения возможных угроз в Армению через импорт товаров конечного потребления из враждебной страны.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: по сути, правительство наконец сделало то, что напрашивалось десятилетиями. Заметим, если сейчас в качестве обоснования принятого решения учитываются факты поддержки Турцией военных действий Азербайджана против Арцаха, то десятки лет для принятия такого решения должен был служить факт агрессии со стороны непосредственно Турции в отношении непосредственно Армении в виде транспортной блокады. Скажем прямо: повод, причины, факты и аргументы для введения эмбарго на турецкие товары раньше были не менее убедительными, нежели сейчас. Но…До 20 октября 2020 года правительство Армении - как прежнее, так и действующее - спокойно смотрело на турецкую торговую экспансию, даже не пытаясь поставить перед ней заслон. А в итоге получили сегодня вовсе не радостный результат: примерно 5% всего импорта в Армению приходится на долю Турции. Впрочем, что было, то было, теперь вроде бы исправляем ошибки. Однако исправляем ли в реальности?
Принятое правительством решение содержит два нюанса, которые заслуживают особого внимания. Оба касаются фактора времени. Прежде всего, почему эмбарго вводится лишь с 31 декабря, а не прямо сейчас? Да, бойкот турецких товаров в отечественной системе торговли (в частности, в розничной) действительно имеет смысл растянуть во времени с учетом того, что деньги за товар уже заплачены турецкой стороне и бойкотом на нашем рынке наносится ущерб только нашим же торговцам. Тут как бы все ясно. Но зачем до конца года позволять импортерам ввозить в страну турецкие товары? Потом, кстати, придется опять обеспечивать временной люфт внутренней торговой сети для реализации опять-таки уже приобретенного товара. В итоге армянский рынок избавится от турецкой продукции в лучшем случае где-то в первом полугодии 2021-го. Но это, повторюсь, в лучшем случае. В нелучшем же выяснится, что, скажем, до начала действия эмбарго многие импортеры уже купили и оплатили товар и нужно дополнительное время для его (товара) ввоза. Придется отодвигать срок ввода эмбарго.
Тут, пожалуй, стоит вспомнить практику "китайских предупреждений" армянского правительства в связи с запретом импорта праворульных машин. Честно говоря, что-то подсказывает, что и в данном вопросе может сложиться аналогичная ситуация.
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ В УПОМЯНУТОМ РЕШЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА есть более существенный и принципиальный изъян: вводимое ограничение носит временный характер. Эмбарго вводится сроком на 6 месяцев. Да, возможно, через полгода военные и террористические действия Азербайджана против Арцаха прекратятся и турецкое пособничество войне - тоже. Но уж точно не может за 6 месяцев прекратиться почти 30-летняя агрессия Турции в отношении Армении в форме блокады. Это же ведь ясно как божий день. Но и это не самое главное.
Прекращение ввоза турецкой продукции вносит в повестку армянской экономики вопрос импортозамещения, точнее, "турецкоимпортозамещения". То есть становится актуальной проблема замещения турецкой ниши на наших рынках прежде всего отечественной продукцией, ну и, конечно же, альтернативной из других стран. То есть, с одной стороны, армянский производственный сектор должен перестраиваться с целью восполнения образовавшегося товарного пробела, с другой - импортеры должны налаживать новые контакты, заключать соответствующие контракты с новыми зарубежными партнерами. Весь этот процесс требует серьезных усилий и не менее серьезных капиталовложений от бизнеса. И производственного, и крупного, и даже мелкого.
Но тут очень важны некие гарантии того, что усилия эти не будут напрасными, а инвестиции не окажутся неэффективными. Своим же решением правительство, по сути, отправляет деловым кругам мессидж об обратном. Ведь если через полгода эмбарго будет отменено, то турецкая торговая экспансия продолжится, турецкие товары имеют явное конкурентное преимущество для возврата в прежние ниши на наших рынках. Этими преимуществами являются низкие цены в сочетании с неплохим качеством. Стало быть, для тех, кто мог бы сегодня покрыть спрос на турецкую продукцию, возникает риск прогореть уже через полгода. Вряд ли многие легко пойдут на такой риск.
Да, в решении правительства есть вполне актуальный мессидж для общества - не будем обогащать казну врага. Но в нем (решении) содержится и вредный мессидж для бизнеса - "турецкоимпортозамещение" рассчитано всего-лишь на полгода, а, вовлекаясь в этот процесс, вы сильно рискуете. То есть это демотивация отечественного бизнеса в вопросе предложения альтернатив турецким товарам.
Ара Меликсетян, "Голос Армении"