В интервью "Голосу Армении" кандидат исторических наук, сотрудник Матенадарана и Института археологии и этнографии НАН РА Айк Акопян комментирует акцию, проведенную в Дадиванке.
- Г-н Акопян, как вы прокомментируете прошедшее на днях в Дадиванке весьма странное мероприятие, которое было представлено как христианское богослужение удин – одного из народов, некогда проживавших в Кавказской Албании?
- Это чистой воды политическая акция, направленная Азербайджаном на уничтожение всех исторических связей армян с Карабахом и введение общественности, в первую очередь зарубежной, в заблуждение. Это "показательные выступления" Азербайджана с целью доказать миру свою религиозную толерантность. Что касается самих удин – участников акции, то в данном случае это просто заложники, исполняющие волю диктатора. Удины – один из очень древних, но ныне малочисленных народов региона, часть удин проживает на территории Азербайджана и их готовность выполнить заказ азербайджанских властей и таким образом обезопасить себя вполне можно понять. А кроме того, - и это тоже очень важно – стремление властей Азербайджана представить Дадиванк как принадлежащий удинам памятник христианской культуры очень устраивает, возможно, и самих азербайджанских удин. Тут интересы азербайджанских властей и удин полностью совпадают. Азербайджан предстанет миру полностью толерантным государством, соблюдающим интересы религиозных меньшинств, а удины получат в свое наследие древние христианские памятники, к которым на самом деле никакого отношения не имеют.
Думаю, принадлежащие армянам христианские памятники Арцаха, оставшиеся на сданных территориях, ждет печальная участь. Часть из них – те, которые менее известны и расположены в укромных местах, будут просто уничтожены, а известные переадресуют другим христианским народам, и удины на эту роль очень подходят.
- Как случилось, что удинам удалось проникнуть в Дадиванк, охраняемый российскими миротворцами?
- Задача миротворцев – сохранить Дадиванк от разрушения и осквернения, а когда туда пытаются войти люди, которые представляют себя христианскими паломниками, желающими провести там богослужение, миротворцы не могут их не пустить. Надо признать, что враг не только вероломен, но и чрезвычайно хитер. И там, где невозможно применить силу, он будет использовать все другие возможности, чтобы добиться поставленных целей.
- Как складывались отношения армян и удин в прошлом?
- После того, как в 301 году Армянское царство стало первым государством мира, принявшим христианство как государственную религию, Армянская Апостольская церковь стала направлять своих миссионеров во все регионы Южного и Северного Кавказа, в том числе в Кавказскую Албанию – многонациональное государство, одним из народов которого были удины. Следует отметить, что деятельность армянских миссионеров оказалась весьма успешной. Христианство приняли тогда не только удины, но и аварцы, лезгины, табасаранцы… Это научно подтвержденный факт. Другое дело, что несколько веков спустя эти народы были полностью или частично исламизированы. Но тогда, начиная с IV века, удины, хотя и имели своих священнослужителей и даже католикоса, относились к Армянской Апостольской Церкви и подчинялись армянскому Католикосу.
- То есть христианская церковь удин не была автокефальной?
- Никогда не была, хотя попытки обрести полную самостоятельность церковью удин предпринимались неоднократно. Потом часть удин приняла ислам, часть перешла в православие, а удины, которые и сегодня проживают на территории Армении, остаются паствой Армянской Апостольской Церкви. Это жители нескольких удинских сел, расположенных в Гегаркунике. Но я очень сомневаюсь, что те удины, которые участвовали в акции в Дадиванке, являются христианами или вообще удинами, поскольку, судя по распространенному в сетях видеоролику, они даже не умели креститься. Скорее всего эти люди давно приняли ислам, но, будучи представителями одного из малых народов Азербайджана, согласились на участие в этой акции, то ли опасаясь преследований, то ли в результате подкупа – и тем и другим средствами воздействия Азербайджан владеет прекрасно.
Сегодня, когда Дадиванк охраняется российскими миротворцами, Азербайджан нашел прекрасную возможность убедить мировую общественность в своей религиозной толерантности и таким образом завладеть Дадиванком. К тому же, как я уже говорил, объявив Дадиванк древним христианским памятником удин, Азербайджан, с одной стороны, привлечет этот народ на свою сторону, с другой – это станет еще одним шагом в хорошо продуманном процессе деарминизации Карабаха. Эта политика реализуется давно. В свое время Азербайджан осуществил еще одно "показательное выступление" в селе Киш, когда с помощью норвежских специалистов была проведена реставрация другой армянской церкви на территории, принадлежащей Азербайджану. Но когда в процессе этих работ стали уничтожаться армянские надписи на стенах храма, норвежские специалисты были шокированы, публично высказали свое возмущение, но, как свидетельствует опыт, мировая общественность и в этом случае не предприняла реальных мер, чтобы остановить вандализм. А Азербайджан, как всегда, вышел сухим из воды.
- Когда народы, населявшие Кавказскую Албанию, стали переходить в ислам?
- Массово это процесс происходил в IХ-ХIII веках, а последние островки христианства были исламизированы в ХV-ХVI веках, но, как я уже говорил, часть удин продолжает оставаться христианами - частично православными, частично принадлежащими к Армянской Апостольской Церкви. А в прошлом, когда удины полностью принадлежали Армянской Апостольской Церкви, они испытывали очень сильное культурное воздействие армян, вплоть до того, что вся используемая в их христианских источниках церковная терминология была заимствована из армянского языка.
- То есть у удин есть своя письменность?
- По крайней мере она была. Ее создателями стали ученые-удины Кавказской Албании, которых консультировал Месроп Маштоц. Насколько мне известно, алфавит удин состоял из 59-ти букв и в свое время активно использовался, поскольку удины были одним из наиболее влиятельных народов Кавказской Албании, но с исчезновением этого государства и сокращением численности удин эта письменность перестала использоваться. Удины много подвергались преследованиям, что повлекло за собой массовую ассимиляцию, они растворились в лезгинах и других народах региона. Думаю, немалая часть лезгин является этническими удинами.
- Как отреагировал на акцию в Дадиванке Святой Эчмиадзин?
- Пока официальное заявление не подготовлено. Очень надеюсь, что наша церковь не оставит этот акт без внимания. Армянская Апостольская Церковь всегда следовала христианским принципам, была открыта для всех, стремящихся приобщиться к истинной вере. Однако то, что произошло в Дадиванке, к религии никого отношения не имеет, это чисто политическая акция, направленная на отторжение армян от Арцаха, уничтожение всего армянского на этой тысячелетиями населенной армянами земле. Это следует понимать однозначно. И Армянская Апостольская Церковь, и Армянское государство должны сделать все возможное, чтобы защитить свое христианское наследие на территории Карабаха, даже если сегодня эти памятники оказались на территориях, перешедших к Азербайджану. История нашего народа, нашей церкви еще не закончена. Мы пережили много тяжелых испытаний и потрясений, должны достойно пережить и это. Наш долг сохранить наше христианское и историческое наследие.
Гаянэ Сармакешян, "Голос Армении"