Накануне Рождества Христова, которое Армянская Апостольская Церковь празднует 6 января, ИА REGNUM пообщалось с предстоятелем Арцахской епархии Армянской апостольской церкви архиепископом Паргевом Мартиросяном.
Предстоятель Арцахской епархии Армянской апостольской церкви архиепископ Паргев Мартиросян карабахскую войну перенес на ногах. Он служил, обращался к народу и воинству со словами поддержки, призывал мировое сообщество вмешаться и остановить боевые действия. Трагические события напрямую отразились на сердце владыки — в последних числах ноября его прооперировали в США, после чего он вернулся в Нагорный Карабах.
Обращаясь к людям по случаю Нового года, архиепископ Паргев напомнил, что «на протяжении веков Арцах боролся за свою независимость и свободу. У нас было много побед, иногда мы попадали под власть персов, татаро-монголов, арабов. Мы должны пройти этот путь до конца, чтобы окончательно установить справедливость и свободу на нашей исторической родине. Мы должны строить свое будущее с новыми надеждами, новыми ожиданиями — делать все, что зависит от нас. Мы должны жить, творить с этим ожиданием, творить свою судьбу с твердой верой, сильной волей и большой надеждой. Мы должны быть сильными».
Накануне Рождества Христова, которое Армянская апостольская церковь празднует 6 января, мы пообщались с владыкой.
- Ваше высокопреосвященство, как Ваше здоровье, как Вы сами?
- Слава Богу, как говорится, проскочили, вовремя успели. Если опоздал бы на 15−20 дней, то уже все было бы поздно. Но Бог миловал. За двадцать лет — четыре серьезные проблемы на сердце, наверное, слишком много (улыбается).
- Чем сегодня живет Арцахская епархия?
- Конечно, много трудностей. Многие священнослужители остались без домов. Мы потеряли примерно три четверти территории, на которых осталось огромное количество храмов и монастырей. В сложной ситуации оказался монастырь Дадиванк, его российские миротворцы охраняют, туда в их сопровождении надо ехать, чтобы попасть священникам и паломникам на литургию. То же самое с монастырем Амарас, рядом с ним азербайджанские посты стоят, так что тоже имеются сложности своего рода. Трудностей много, но их надо потихонечку, потихонечку разгребать.
- Видели кадры из Дадиванка, где вы даже приняли участие в свадьбе…
- Да, да. Благословляли венчание молодоженов. Раз люди венчаются, значит есть надежда, жизнь продолжается.
- Как сейчас дела у настоятеля Дадиванка отца Ованеса Ованесяна?
- У него были проблемы со здоровьем, послали мы его в Армению там немножко подлечиться. Ничего, слава Богу, он восстанавливается.
- С российскими миротворцами общаетесь?
- Отношения прекрасные. Я познакомился с командующим и его заместителями, военными капелланами, отцом Дмитрием и отцом Борисом, с некоторыми офицерами. У нас самые теплые отношения, мы координируем работу, сотрудничаем, встречаемся. Я благодарен и российским миротворцам, и руководству России.
- До совместных служений еще не дошло?
- Если российские капелланы согласны — то мы всегда рады такому, конечно. Почему бы и нет? Это уже от них зависит.
- Есть мысли о том, как восстанавливать Арцахскую епархию? Ведь многие священники остались без храмов.
- Мы священников сейчас перераспределяем. Под нашим контролем остались действующие церкви. Будем туда священников переназначать, чтобы они окормляли паству.
- Помощь Эчмиадзина, Киликийского католикосата и диаспоры ожидаете?
- Да, рассчитываем на них. Но они еще во время войны посылали нам гуманитарную помощь — еду, лекарства, одежду. Помогали и — я думаю — будут помогать. Очень многое надо восстанавливать, люди остались без всего.
- До войны вы регулярно объезжали церкви и монастыри. Эту практику продолжаете, встречаетесь с верующими?
- Посещаю и разговариваю. У каждого какие-то свои проблемы. Самое болезненно то, что у некоторых людей осталось состояние неопределенности, как жить, что будет дальше. Это понятно, ведь мы сейчас оказались в незавидном положении, азербайджанские военные рядом с селами стоят, что создает элемент большого дискомфорта. Так что приходится карабахцев утешать, вдохновлять, подбадривать. И потом, не забывайте, что у нас много погибших, трагедии в семьях, все сложно.
- Что важнее сегодня: материальная сторона или духовная?
- Думаю, что прежде всего духовная составляющая. Но и материальная необходима.
- Как в этом году будете праздновать Рождество?
- Как обычно, с народом в кафедральном храме. Будем молиться за мир во всем мире. Мы надеемся на истинный мир, который дает сам Христос, который говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Иоанн, 14:27). Мир Христа — он самый гармоничный и истинный. А этот мир может давать какой-то относительный мир, ограниченный. Полноценный мир может дать только сам Господь Христос. И внутренний, и внешний.
Станислав Стремидловский, ИА REGNUM