"Ожидается, что такие же авантюры, как в Сюнике, будут реализованы в приграничных селах Гегаркуника и Тавуша", - заявил в интервью "Голосу Армении" экс-заминистра обороны Армении Артак Закарян.
- Крайне тревожная информация поступает по поводу ожидаемой в Москве 11 января встречи Пашинян-Алиев и документов, которые подпишет армянский премьер. Вам что-нибудь известно, что он собирается подписать?
- Очевидно, что встреча в Москве будет связана с капитулянтским актом, подписанным Пашиняном в ночь 9-10 ноября. В этом документе есть много пунктов, из которых после их детализации уже сделают несколько отдельных документов. О каких документах идет речь, пока неизвестно, но ясно, что есть некая секретная часть соглашения, и вышеупомянутые документы будут связаны с территориальными уточнениями. То, что происходит с приграничными районами Сюникской области, мы уже видим. Ожидается, что подобного рода авантюры будут реализованы и в приграничных селах Гегаркуникского и Тавушского регионов Армении. К сожалению, у нас настолько безбашенное правительство, что ожидать чего-то хорошего от его деятельности не приходится.
Обратите внимание на то, что говорит сегодня Ильхам Алиев, и не только говорит, а уже приглашает другие страны пользоваться коридором между Азербайджаном и Нахиджеваном через территорию Армении, то есть через территорию чужого государства. Вопиющая наглость и открытый цинизм, в очередной раз подтверждающий, что у нас нет правительства, а есть кучка предателей, думающих сегодня только о своей шкуре и больше ни о чем.
Есть еще одно предположение относительно документов, которые будут подписаны в Москве. В ходе 44-дневной войны Россия очень помогла нам вооружением и боеприпасами. Предполагаю, что 11 января в Москве эту помощь собираются документально оформить в качестве закупа или военно-технического кредита. Словом, резюмируя: ничего хорошего от встречи в Москве для Армении и уж тем более для Арцаха ждать не приходится – это очевидно.
- Самые опасные для нас договоренности – это какие?
- Вообще, самое опасное для нас – это то, что наше правительство недееспособно и не может серьезно заниматься ни будущим Армении, ни будущим Нагорного Карабаха. Пока все висит в воздухе, и не понятно, как будет продолжаться переговорный процесс с Минской группой. Сегодня единственный обнадеживающий фактор – то, что российские миротворческие силы на высоком уровне выполняют свою миссию. Но это часть вопроса. А другая часть – что будет дальше, какова будет дальнейшая судьба Арцаха в плане его статуса и других регуляций.
Другая огромная проблема – это, конечно, вопрос Сюника, угроза, которую создал Пашинян. Угроза безопасности на южных территориях РА очень велика, особенно учитывая намечающиеся интенсивные развития в региональном масштабе – вокруг Ирана, русско-турецкие отношения с учетом того, что в этом году Московскому договору исполняется 100 лет. Более того, мы видим, что сегодня мир погружается в жесткое противостояние, многие государства начали выяснять свои отношения путем силы, а наш регион, к сожалению, всегда был – исторически и сейчас – сродни пороховой бочке. И сейчас Сюникский регион может стать решающим фактором в плане того, что вообще может решать Армения как самостоятельное государство во всех текущих и будущих процессах. При правительстве Никола ждать чего-то положительного просто нереально.
- А вы посмотрите, что говорит Алиев по поводу визита министра иностранных дел РА в Арцах: "Пусть не забывают войну. Пусть не забывают, что железный кулак на месте. Предупреждаем, что если вновь будут предприняты такие провокационные шаги, Армения еще больше пожалеет об этом... Они не должны туда ездить, пусть сидят в своей стране". И ведь никакого адекватного ответа на это с армянской стороны не последовало?
- Да, не последовало. У Алиева и азербайджанцев такое впечатление, можно даже сказать, уверенность, в том, что при Николе Пашиняне им можно все, они его и его команду считают представителями своего правительства в Армении и говорят с ним бесцеремонно, без каких-либо дипломатических реверансов. И так будет дальше. Поэтому нам надо очень срочно избавиться от этих злодеев, от этого кощунства в лице Пашиняна и его кучки предателей, и тогда многие вопросы можно будет решать совсем по-другому. В том числе и с Алиевым. Он, конечно, слишком много на себя берет сейчас, при том, что и в Азербайджане не особо-то завидная ситуация. В ближайшем будущем их ждут большие и серьезные проблемы. Но для того, что мы оказались в плюсе от этих развитий, нам надо побыстрее убрать политических дебилов, оказавшихся в нашем правительстве.
- Беженцы, военнопленные – как решать эти вопросы? Азербайджан уже дал понять, что рассматривает армянских военнопленных как "преступников и террористов". И опять же государство в лице представителей власти молчит, а тем временем ребята находятся в аду, подвергаются пыткам и издевательствам…
- Опять-таки, все исходит из того, что у нас нет правительства, точнее, оно – часть азербайджанского истеблишмента. Для того, чтобы заниматься упомянутыми вами вопросами, нам нужно срочно открывать повестку. И эти вопросы мы должны обсуждать не с азербайджанцами, а с Минской группой и, в частности, с российской стороной, являющейся серьезным гарантом стабилизации в регионе. А все вопросы, касающиеся и беженцев и внутренних переселенцев, конечно, архиактуальные, и здесь многое зависит от того, какая будет у Арцаха дальнейшая субъектная судьба.
- Но вопрос –то военнопленных надо решать незамедлительно!
- Я согласен. Однако здесь мы снова и снова упираемся в предательство наших властей. Все, о чем вы говорите, должно было быть зафиксировано в соглашении, подписанном 9 ноября. Потому что идти на перемирие, стабилизацию и прекращение боевых действий, и дальше уже готовиться к каким-то мирным решениям без возвращения всех военнопленных и задержанных во время боевых действий – это просто невозможно. Тем более зная, как азербайджанцы относятся к нашим гражданам, в том числе военнопленным, каким варварским пыткам и издевательствам могут их подвергать. А сегодня, даже во время перемирия, наши граждане попадают в плен, и власти об этом молчат и ничего не делают. У меня вообще такое впечатление, будто наши проблемы волнуют сегодня только Россию, но не Армению и уж, конечно, не Азербайджан. Что касается Арцаха, то он еле-еле выходит из шоковой ситуации, и у него кроме всего прочего масса гуманитарных проблем, которые опять же решаются с помощью России. Со стороны же Армении никаких действенных шагов, даже никаких соображений о том, как действовать. Как будто у нас нет государства, или мы – третья страна, со стороны наблюдающая за ситуацией. И так будет продолжаться, пока эта кучка предателей у власти.
- Что же делать? Конкретно?
- Идти на решительные шаги. Я думаю, народ уже полностью солидарен с тем, что Никол и его команда должны уйти немедленно и без всяких политических договоренностей. К сожалению, каждый думает, что это можно сделать и без него. И еще есть люди, которые думают, что сейчас оппозиция борется за власть. Конечно, в оппозиции есть силы, которых разные слои общества считают не совсем приемлемыми. Однако надо четко уяснить: вопрос не в том, что оппозиция борется за власть, и если Никол уйдет, то оппозиция полностью будет обладать властью. Нет такой постановки задачи – давайте поймем, наконец! Поймем суть, заключающуюся в том, что оппозиционный путь – единственный для устранения Пашиняна от власти, и единственная возможность нахождения по конституционным путям временного решения для стабилизации ситуации в стране и незамедлительного решения жизненно важных первоочередных вопросов. Это самое главное! И это то, что должно было быть сделано еще вчера, потому что завтра будет необратимо поздно.
Зара Геворкян, "Голос Армении"