Премьер-министр Армении Никол Пашинян 11 января посетит Москву с рабочим визитом. По инициативе президента России Владимира Путина состоятся трёхсторонние переговоры президента РФ, президента Азербайджана и премьер-министра Армении. Кроме того, предусмотрены отдельные беседы Владимира Путина с Ильхамом Алиевым и Николом Пашиняном, передает Aysor.am.
Пресс-секретарь премьер-министра Армении Мане Геворкян написала на своей странице в Facebook, что заранее запланированная повестка встречи носит экономический характер, который касается открытия региональных коммуникаций, реализации международных грузоперевозок, в том числе, из Армении в Россию и Иран, а также из центральных районов Армении в Сюникскую область.
«Для армянской стороны краеугольным и принципиальным является вопрос возвращения пленных, поисково-спасательных работ по выявлению оставшихся в азербайджанском тылу наших солдат, тел погибших, судеб без вести пропавших. Без решения этих вопросов или без существенного прогресса будет чрезвычайно трудным эффективное обсуждение экономической повестки. Армянская сторона считает обсуждение этого вопроса одной из ключевых тем московской встречи», - сообщила Геворкян.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: по идее, без решения упомянутых «краеугольных и принципиальных» для армянской стороны вопросов, вообще сама встреча в Москве и, тем более, согласие со стороны Армении принять в ней участие, представляются абсурдными. Ведь проблемы возвращения военнопленных, тел погибших, поиск без вести пропавших, четко были прописаны в совместном трехстороннем заявлении от 9 ноября. Однако Баку свои обязательства не выполнил, откровенно нарушив ноябрьскую договоренность. Более того, Алиев решил, что военнопленных можно назвать диверсантами, преступниками и закрыть эту тему как предмет обсуждений.
Казалось бы, о чем можно говорить с таким «кидалой»? Зачем с ним вообще встречаться и уж тем более о чем-то договариваться? Но… Так выглядит ситуация в пределах нормальной логики. В рамках же абсурдно-спекулятивно-предательской логики болезненный вопрос военнопленных, без вести пропавших – фактор, которым можно оправдать любые уступки Пашиняна Алиеву. Уступки и территориальные, и экономические. Все, что в Москве Ереван отдаст Баку, потом будет мотивироваться приоритетностью даже не решения, а прогресса в процессе решения проблемы возвращения армянских граждан из азербайджанского плена. А прогресс может быть и в виде возвращения одного военнопленного в обмен на целый армянский населенный пункт.
Впрочем, гораздо более абсурдным выглядит другое: Мане Геворкян утверждает, что в Москве будут обсуждаться исключительно экономические вопросы, при этом армянская сторона поднимет вопрос военнопленных. Каким образом вопрос военнопленных можно внести в экономическую повестку? Разве что если рассматривать ситуацию как пример киднепинга. Если Баку получит экономические дивиденды от возврата армянских военнопленных, то, по сути, речь идет о выкупе за освобождение заложников. Да, при абсурдно-спекулятивно-предательском желании такую преступную схему можно назвать экономической повесткой…
И ВСЕ ЖЕ В ЗАЯВЛЕНИИ МАНЕ ГЕВОРКЯН ЕСТЬ ЭЛЕМЕНТ, который, пожалуй, заслуживает особого внимания. Речь о том, что в Москве руководители трех государств будут обсуждать вопросы, связанные с грузоперевозками, в том числе между центральной частью Армении и Сюникской областью. Формулировка просто убивает. Во-первых, она усугубляет существующие опасения относительно будущей принадлежности Сюника. Заметьте, Алиев постоянно говорит о том, что Зангезур – азербайджанская территория. А сейчас в Москве Пашинян с ним обсуждает международные грузоперевозки из центральной Армении в Сюник в перспективе. Во-вторых, и настоящее Сюника в плане коммуникаций с центральной Арменией, по сути, зависит от Алиева. Благодаря предательско-капитулянтской даже поствоенной позиции Еревана, как известно, часть дороги из Гориса в Капан стала территорией Азербайджана. На этом участке Алиев может вообще взорвать дорогу и построить зоопарк. И Ереван может только просить его этого не делать, чтоб не лишать возможности коммуникации со всей сюникской областью.
Мы можем просить Алиева дать нам возможность спокойно передвигаться, осуществлять грузовые перевозки по своей же стране! Более «зачморенное» положение для страны даже представить сложно. Вот почему эта формулировка убивает. Убивает и экономически, и морально. Эта формулировка фиксирует степень нынешней оккупированности нашей страны врагом и демонстрирует то, что нас может ждать в будущем…
Анонсируя трехстороннюю встречу в Москве, пресс-секретарь премьер-министра Армении заявляет, что повестка переговоров – сугубо экономическая. Какие экономические дивиденды может получить Армения Мане Геворкян, разумеется, не уточняет. Скорее всего, пока ей неловко называть экономическим плюсом для нас, скажем, возможное великодушное разрешение Алиева передвигаться по территории собственной страны.
Ара Меликсетян, "Голос Армении"