Армения постепенно впадет в экономическую зависимость от своего главного врага, основной целью которого остается не только полное изгнание армян из Арцаха, но и захват части территории Армении, а в долгосрочной перспективе также ликвидация Армении как субъекта международного права, заявил в беседе с "Голосом Армении" руководитель Центра политических и экономических стратегических исследований политолог Бениамин Погосян.
- Реализация этих соглашений пойдёт на пользу как армянскому, так и азербайджанскому народу и, без всяких сомнений, пойдёт на пользу региону в целом, а значит, и интересам России, заявил 11 января по итогам переговоров с президентом Азербайджана и премьер-министром Армении в Москве президент РФ Владимир Путин. На ваш взгляд, из чьих интересов прежде всего исходит подписанное 11 января трехстороннее заявление, учитывая, что интересы здесь разные, зачастую даже противоречащие друг другу? Какие возможности или, наоборот, риски для нашей страны содержит подписанный документ?
- Второе трехстороннее армяно-российско-азербайджанское заявление, подписанное 11 января, оставляет без ответа ряд вопросов. Прежде всего, в документе ничего не сказано об исполнении 8 пункта заявления, подписанного 10 ноября 2020 года, который касается пленных, без вести пропавших и тел погибших. Азербайджан фактически грубо нарушил и нарушает этот пункт, объявив часть армянских пленных террористами, не опубликовав количество находящихся у него пленных и создавая препятствия для поиска тел погибших и все еще остающихся в живых солдат на территории, находящейся под контролем Азербайджана.
Создавшаяся ситуация, когда Азербайджан очевидным образом срывает полную реализацию заявления от 10 ноября без каких-либо негативных последствий для него, вызывает серьезные вопросы о готовности Азербайджана полностью выполнять любые другие договоренности, в том числе относительно предоставления Армении коммуникационных путей с Россией и Ираном через свою собственную территорию. Более того, практически возникла ситуация, когда одна из подписавших трехстороннее заявление сторон может с легкостью позволить себе его нарушить, и фактически нет какого-либо механизма для ее принуждения или наказания.
Что касается предполагаемого разблокирования транспортных путей, то даже если Азербайджан выполнит взятые на себя обязательства и через некоторое время у Армении появится железнодорожное сообщение с Россией и Ираном через территорию Азербайджана, то это в первую очередь приведет к значительному увеличению имеющихся у Азербайджана рычагов давления на Армению. И Армения постепенно впадет в экономическую зависимость от своего главного врага, основной целью которого остается не только полное изгнание армян из Арцаха, но и захват части территории Армении, а в долгосрочной перспективе также ликвидация Армении как субъекта международного права.
- Как вы полагаете, исходя из заявлений руководителей трех стран, сохранится ли формат Минской группы? Будет ли обсуждаться в дальнейшем вопрос статуса Арцаха? И как будет решаться проблема пленных, если в этом вопросе не сработала не только формула "всех на всех", но даже условие открытия коммуникаций?
- Думаю, что Минская группа продолжит свою работу, причем в этом заинтересована также и Россия. Москва не желает брать на себя полную ответственность за процессы, происходящие после 9 ноября. Очевидно, что Азербайджан продолжит нарушать как минимум часть достигнутых договоренностей, а Россия не желает постоянно выслушивать жалобы Армении на подобное поведение Азербайджана, свидетелями чего мы стали также вчера во время беседы премьер-министра Армении и президента Российской Федерации. Россия хотела бы, чтобы Армения направила эти жалобы и Соединенным Штатам и Франции как сопредседателям, и чтобы они тоже в той или иной степени рассматривались как ответственные за ситуацию.
Что касается статуса Арцаха, то сейчас Арцах вернулся к 1989 году, когда Нагорно-Карабахская автономная область была де-факто выведена из состава Советского Азербайджана и передана в непосредственное подчинение Кремлю путем создания Специального комитета, возглавляемого Аркадием Вольским. Просто сейчас вместо Вольского обязанности руководителя Арцаха исполняет генерал-лейтенант Мурадов. Очевидно, что Азербайджан откажется обсуждать статус Арцаха в рамках Минской группы, а власти Армении продолжат поднимать этот вопрос для внутренней аудитории – с целью повышения своего авторитета, при этом отлично понимая, что в рамках Минской группы какого-либо решения этого вопроса найдено не будет.
В вопросе о пленных Азербайджан продолжит свои нынешние подходы, скрывая реальное количество пленных, представляя часть пленных террористами и подвергая их уголовному преследованию. Азербайджан будет использовать эту проблему для сохранения дополнительных рычагов давления на Армению. В то же время по мере необходимости часть объявленных террористами пленных Азербайджан может помиловать и освободить, представив этот факт международному сообществу как проявление доброй воли Азербайджана.
Аревик Чилингарян, "Голос Армении"