15 декабря 1999 года Армения присоединилась ко Второму Факультативному протоколу к Международной конвенции "О гражданских и политических правах", отменяющей смертную казнь. Несмотря на это, смертная казнь считалась законным наказанием за убийство, государственную измену и тяжелые преступления военного характера вплоть до ее официальной отмены в 2003 году (хотя последняя казнь в Армении состоялась еще 30 августа 1991 года).
А 14 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА ПАРЛАМЕНТСКАЯ КОМИССИЯ по государственно-правовым вопросам высказалась в пользу ратификации названного протокола, и в скором времени за этим последует соответствующее решение НС. По заверению заместителя министра юстиции Кристине Григорян, ратификация протокола парламентом "укрепит сотрудничество Армении со структурами, занимающимися вопросами защиты прав человека при ООН, что повысит международный престиж нашей страны в области прав человека. Более того, ратификация протокола является следствием обязательств, взятых на себя Арменией в рамках Общего периодического мониторинга со стороны ООН".
Отношение к смертной казни - один из вечных вопросов, по которым государство и народ вечно не сходятся во мнениях. Поскольку автор настоящей публикации никогда не претендовал, не претендует и не намерен претендовать на участие в политической жизни, а также на государственные посты, он частное лицо, которое вольно иметь свое частное мнение. Отдавая должное благим намерениям противников смертной казни, он является последовательным и убежденным сторонником ее применения для целого ряда преступлений. В их число входят государственная измена, тяжкие преступления военного характера, геноцид, убийства при отягчающих обстоятельствах, в том числе с садистскими элементами, серийные убийства и изнасилования, совершенные маньяком, а также убийства и изнасилования детей. Смертная казнь также вполне применима в отношении руководителей террористических организаций и исполнителей терактов, совершенных в отношении гражданского населения.
Сегодняшнее европейское правосудие, копировать которое призывают противники смертной казни - есть правосудие, комфортное не для жертв и их близких, но для изменников, убийц, насильников и одержимых благими намерениями людей, не терявших близких, не сталкивающихся с насилием в отношении себя и своих близких. Однако реальная жизнь убедительно доказывает, что смертная казнь совершенно необходима в случаях, описанных выше. Хотя бы в качестве санитарного контроля для безопасного существования народа.
О ТОМ, ЧТО МЫ ПРОИГРАЛИ ВОЙНУ, ПОТЕРЯЛИ ЧАСТЬ РОДИНЫ и тысячи молодых наших соотечественников в результате государственной измены Николы Пашиняна, говорят сегодня все. И не только говорят. Существует огромное количество фактов, на основании которых лучшими нашими юристами составлено несколько соответствующих обращений в правоохранительные органы с требованием возбудить уголовное дело по данному факту.
Допустим, после смены власти уголовные дела возбудят, суд состоится и признает факт государственной измены. И что дальше? Тысячи людей погибли, подверглись истязаниям, судьбы десятков тысяч исковерканы, дети остались сиротами (о территориальных и материальных потерях мы уже и не говорим), а тот, по вине которого все это произошло, будет, прикрываясь законом, жить и здравствовать на протяжении многих лет во вполне комфортных условиях, хотя и за решеткой? Разве это справедливо?
Кстати, Азербайджан также в 1999 году присоединился ко Второму Факультативному протоколу к Международной конвенции "О гражданских и политических правах", отменяющей смертную казнь, однако с оговоркой. Смертная казнь там может применяться в случае начала военных действий и даже при наличии угрозы войны. Казнят в Азербайджане и при совершении лицом тяжких военных преступлений.
Судьба государственных изменников и других преступников лично меня не интересует в принципе. Можно или нельзя их перевоспитать - не мой вопрос. Каждый из них, кто будет казнен - по суду или без него, - не сможет больше совершить злодеяния, а смерть его послужит уроком и предостережением для других, и мне этого достаточно. Увы, в отношении к смертной казни автор настоящей публикации нецивилизованный человек и предпочитает варварство такой цивилизации, какую Европа и Армения имеют сегодня.
Более того, я очень хорошо понимаю и вопреки высокой гуманности полностью оправдываю в своих глазах тех, кто вынужден брать на себя исполнение функций суда и применять к изменникам и убийцам своих детей высшую меру. Когда закон не работает - работает самосуд.
Если наказание буксует в связи с тем, что "гуманное" общество не сможет выделить для преступника палача - достаточно тех, кто полагает необходимым выполнить эту работу вне зависимости от того, что по этому поводу будут думать и говорить. Без размышлений о гуманизме, с полным спокойствием духа и без угрызений совести.
Гагик Мкртчян, "Голос Армении"