"Почти 30 лет власти Азербайджана планомерно и целеустремленно разрушают армянское культурно-историческое наследие в южнокавказском регионе. То, что произошло с армянскими памятниками Нахиджевана и происходит сегодня в Арцахе, характеризуется не иначе, как "культурный геноцид", политику которого Азербайджан проводит с 1997 г. Мы должны сделать самое важное – показать миру, что это не вопрос информационной войны или проблема армяно-азербайджанского конфликта. Это преступление против международной общественности, которое должно быть осуждено миром и на всех уровнях...".
ЭТОТ ПОСТУЛАТ ВЫСКАЗАЛ НАШ СООТЕЧЕСТВЕННИК ИЗ США СИМОН МАГАКЯН, встречу в онлайн-формате с которым организовал на днях Молодежный союз АРФД Ливана. В рамках встречи С.Магакян представил масштабную работу по изучению армянского культурно-исторического наследия Нахиджевана, рассмотрел ключевые вопросы, связанные с состоянием и дальнейшей судьбой армянских христианских памятников Арцаха, а также проводимую Азербайджаном политику "албанизации" армянского наследия региона.
Политолог и специалист по правам человека, преподаватель Денверского Университета (Штат Колорадо), Симон Магакян приобрел широкую известность в научных кругах как исследователь армянского историко-культурного наследия Южного Кавказа. Основанный им Виртуальный мемориал и музей памятников Джуги www.djulfa.com вызывает большой интерес у исследователей древней культуры и ее защитников. В научных статьях С.Магакян не раз поднимал вопросы, связанные с уничтожением армянского культурного наследия в Нахиджеване, описывая на основе фактов и достоверной информации варварские акции Азербайджана как в отношении знаменитых средневековых хачкаров Джуги (Джульфы), так и других армянских памятников Нахиджевана.
С.Магакян уверен: чтобы понять, какой будет судьба армянского наследия регионов Арцаха, перешедших под контроль Азербайджана, необходимо заглянуть в трагическую летопись нахичеванских памятников. 89 средневековых церквей, 5840 хачкаров, 3000 из них в Старой Джуге, 22000 надгробных плит – все уничтожено. И это лишь те святыни, которые еще возвышались здесь после распада Советского Союза.
"Уже 15 лет я занимаюсь исследованием вопроса уничтожения армянского культурного наследия как малоизученного аспекта армяно-азербайджанского конфликта. Интерес к теме зародился в декабре 2005 г., когда я, 19-летний юноша, посмотрел свежее видео, как 100 азербайджанских солдат крушат хачкары Джуги (Джульфы). К сожалению, мне не довелось увидеть уникальные джугинские хачкары, но мой отец застал их в целости и сохранности, когда в советские годы посещал Нахиджеван, - рассказал Симон. – Памятник представлял собой крупнейшее в мире средневековое армянское кладбище с 10.000 хачкаров на вершине холма. В том же году я снял короткометражный фильм о судьбе хачкаров Джуги, решив поднять проблему, которой посвятил свою дальнейшую жизнь. Год назад в соавторстве с историком Сарой Пикман я подготовил заключительный отчет, из которого ясно: уничтожение уникального памятника Джуги - не что иное, как финал систематического, скрытого и полного разрушения 28000 средневековых памятников, представляющих армянское прошлое Нахичеванской области. Этот вандализм сродни разрушению Пальмиры террористами ИГИЛ".
УНИЧТОЖЕНИЕ ХАЧКАРОВ ДЖУГИ И ДРУГИХ армянских памятников Нахиджевана проводилось азербайджанскими властями в 1997-2005 гг. Симон Магакян отмечает, что в свое время в Западной Армении власти Турции также уничтожили около 3000 армянских храмов и церквей, но даже сегодня, по прошествии десятилетий, на их месте можно найти останки святынь, даже их восстановленные образцы, например, на острове Ахтамар. Однако Азербайджан превзошел Турцию и уничтожил армянские памятники полностью, соорудив на месте некоторых христианских святынь мечети, а на месте хачкаров Джуги – стрельбище. При этом Азербайджан отрицает свою причастность к уничтожению армянских памятников, заявляя, что их там никогда не было. Тем не менее, сохранилось немало свидетельств присутствия на территории Нахиджевана огромного числа армянских историко-культурных памятников. Это не только фотографии и описания, сделанные армянскими и зарубежными учеными, исследователями, путешественниками и собранная самим Магакяном информация из гугл-карт, но и документы из азербайджанских архивов.
"Джуга расположена на берегу реки Аракс, прямо на границе Нахичевана с Ираном, откуда иранцы и зарубежные визитеры наблюдали вандализм соседей. Но интересно другое свидетельство. Недавно известный азербайджанский гуманист и писатель Акрам Айлисли обнародовал свое письмо от 10 июня 1997 г., адресованное Гейдару Алиеву с просьбой прекратить уничтожение армянских церквей и кладбищ села Агулис (аз.- Айлис). Ведь только в Агулисе еще в 1980-х гг. было 8 армянских церквей, - сказал Симон Магакян. – Должен отметить, что в исследованиях мне не раз помогали азербайджанские специалисты: тот же Акрам Айлисли, историк и защитник прав человека Ариф Юнус и другие, осуждающие культурный геноцид своего правительства в отношении армянского наследия региона".
Памятники Джуги оказались последним армянским следом в Нахиджеване. Их уничтожение еще раз показало, какая судьба уготована армянскому культурному наследию, окажись оно во власти официального Азербайджана. В 2013 г. Симон Магакян побывал на границе Нахичевана и, несмотря на то, что прекрасно знал об уничтоженных хачкарах Джуги, пережил глубокий шок от увиденного. Спустя полгода он посетил Арцах и обнаружил, что азербайджанская мечеть Агдама и персидские мечети Шуши стоят нетронутыми.
"Отношение армян к культуре других народов не сравнимо с политикой Азербайджана. Я в очередной раз столкнулся с лжепропагандой соседей, распространяющих по всему миру ложную информацию о том, что армяне уничтожают азербайджанское наследие, - подчеркнул Симон Магакян. – Более того, после 44-дневной войны в Арцахе весь мир стал свидетелем того, что азербайджанские солдаты и сегодня проявляют варварское отношение к армянским церквям, хачкарам, мемориалам на оккупированных ими территориях Арцаха. СМИ и соцсети представляют подобные фото- и видеоматериалы. Это не только уничтожаемые хачкары и надгробные плиты Гадрута, но и, к примеру, церковь Канач Жам в Шуши".
С. МАГАКЯН РАССКАЗАЛ, ЧТО В ШУШИ ПОСЛЕ ОККУПАЦИИ города Азербайджаном удалось побывать лишь одному журналисту - корреспонденту французского издания "Le Monde" Эммануэль Гриншпан (Emmanuel Grynszpan), получившему разрешение на однодневное посещение Шуши, где ему практически запретили использовать профессиональную фотокамеру. Тем не менее, он умудрился сделать смартфоном кадры храма Св.Христа Всеспасителя Казанчецоц, который подвергся прицельному обстрелу с неба во время войны и был изуродован граффити с надписями на азербайджанском языке, а также расположенного напротив жилого здания с выбитыми окнами, на заднем фоне которого виднеется церковь Канач Жам с разрушенными куполом и крышей, которая в период военных действий не была разрушена. Гриншпан обнаружил и зафиксировал также граффити, сделанное на небольшом сооружении рядом с персидской мечетью Гоухар-Ага. В Музей современного искусства Шуши журналиста впустили с камерой, и он смог заснять стену, где краской было скрыто еще одно новое граффити.
"Я предполагаю, что Азербайджан поспешит отремонтировать храм Казанчецоц, представить его как, к примеру, "албанский памятник", так как он построен в конце 19 в., что может стать нарративом для россказней о том, мол, в древности и в средние века на данной территории не было армян, - продолжил Симон Магакян. – Кстати, проводя политику "албанизации" армянских памятников, Азербайджан ни на шаг не отступает, взять хотя бы недавнюю историю с монастырем Дадиванк, который он пытался представить как принадлежащий удинам. Правда, что делать с многочисленными высеченными на стенах монастыря текстами на армянском языке, свидетельствующими о сооружении Дадиванка армянами, азербайджанские политики не подумали, во всяком случае пока. Тот же нарратив они придумывают и вокруг церкви Цицернаванк – редчайшего армянского памятника IV в., который также содержит древние армянские надписи. Выходит, что "албанизация" армянских храмов и церквей Арцаха не подтверждается. Иное дело – хачкары, которые невозможно "албанизировать", так как подобный культурный феномен присущ только армянскому народу. Поэтому власти Азербайджана стремятся их уничтожить, как это случилось в Джуге".
Ученый из Колорадо подчеркнул, что во время войны Азербайджан нарушил несколько международных конвенций, действующих в отношении памятников истории и культуры. Эти нарушения продолжаются и сегодня, после установления режима прекращения огня, что становится реальной угрозой огромному армянскому историко-культурному наследию на оккупированных Азербайджаном территориях Арцаха.
Магдалина Затикян, "Голос Армении"