Уже ставшая нашумевшей фраза Пашиняна насчёт 90% азербайджанского населения Шуши – утверждение, вырванное из исторического контекста. Оно не является случайным и лишь подчёркивает идеологическую направленность его политики в отношении Арцаха. Этим заявлением он открытым текстом стал на сторону азербайджанской версии не только истории города, но и всего края. Такую позицию нельзя объяснить стремлением Пашиняна быть объективным, но в лучшем случае, его безграмотностью в вопросах, касающихся истории Арцаха, что не делает её менее предательской.
Для азербайджанской историографии история возникновения и развития города Шуши имеет огромное пропагандистское значение и играет особую роль в оправдании притязаний Азербайджана на весь Арцах. По существу, для него это единственная козырная карта историко-культурного значения, за которую он может ухватиться. Все остальные его аргументы, касательно своего исторического присутствия в этом крае, не выдерживают критики. А утверждение о том, что город Степанакерт это бывший Ханкенди, больше похоже на лепет плохого ученика, не знающего ответа на вопрос.
Возраст Шуши - 270 лет. Именно с того периода, середины 18-ого века, начинается проникновение тюркского элемента в Карабах. Этот факт был одним из решающих для азербайджанского историка Джамиля Гасанлы, начавшего серию публикаций на страницах ИА.РЕГНУМ в 2011-ом году, где он доказывал законность передачи Нагорного Карабаха в состав Азербайджана. Именно с основания города Шуши берёт начало образование Карабахского ханства, которое потом вошло в состав Российской империи по Кюрекчайскому договору 1805-ого года. На этот договор ссылался Ильхам Алиев на последней Мюнхенской конференции в феврале 2020-ого года, когда в присутствии Пашиняна обосновывал законность принадлежности Нагорного Карабаха Азербайджану. К сожалению, премьер-министр Армении в своём ответе не сказал, что Азербайджанская Демократическая Республика, правоприемником которой считает себя нынешний Азербайджан, была образована на территориях, входивших в состав других ханств, перешедших Российской империи по Гюлистанскому договору 1813-ого года. И никакого Нагорного Карабаха она в своём составе не имела.
Демографическая история Шуши показывает, что процент азербайджанского и армянского населения города претерпевал определённые колебания в 19-ом веке вплоть до первого десятилетия 20-ого века, сохраняя отношение близкое к 55%/45% в пользу армян.
ПОСЛЕ МАССОВОЙ РЕЗНИ АРМЯН В ШУШИ В 1920-ОМ ГОДУ процент азербайджанского населения вырос до 96%, оставаясь стабильно высоким на протяжении всего советского периода до 1988 – ого года, когда он достиг значения выше 86% (минимум составлял 68.2% в 1939-ом году). Но в советский период следует ввести определённую поправку на политику искусственной азербайджанизации Нагорного Карабаха, активно проводимую Гейдаром Алиевым с 1969 по 1988 годы руками своего ставленника Бориса Кеворкова, бывшего первым секретарём областного комитета компартии Азербайджана. В течение этого периода процент армянского населения в Нагорном Карабахе снизился с 90.2% (это значение сохранялось в Арцахе десятилетиями) до 76.6% ко времени начала конфликта. Процент азербайджанского населения за то же время вырос с 9.8% до 22.4% (оставшаяся часть в 1% приходится на другие национальные меньшинства). Поэтому, когда говорят о необходимости возвращения в Карабах перемещённых лиц азербайджанской национальности (а их примерно 43000 включая турок-месхетинцев), следует иметь в виду, что часть из них это искусственно переселённые туда граждане Азербайджана из других районов республики и их потомки.
Пашиняну следовало внимательно изучать все эти данные прежде, чем вести какие-либо разговоры на тему о Нагорном Карабахе и делать вырванные из исторического контекста заявления, воодушевляя азербайджанских фальсификаторов армянской истории на новые лженаучные “подвиги”.
Григорий Саиян, "Голос Армении"