В наступившем году многие праздничные и памятные даты мы будем отмечать иначе – не так, как в предыдущие. 29-я годовщина создания Вооруженных сил Армении в этом ряду особая дата, потому что произошедшее осенью прошлого года и возникшая вследствие этого ситуация самым непосредственным образом касаются именно нашей Армии. Третья Арцахская война ударила по Армии смертями нескольких тысяч соотечественников, подкосила предательством и некомпетентностью командования, оскорбила сомнением в собственных силах и верой в мощь Армянского воина.
СЕГОДНЯ, МЕДЛЕННО ОПРАВЛЯЯСЬ от этого удара и от невыносимой боли, общество начинает осознавать не только силу и глубину нанесенного удара, не только недопустимость таких потерь, но и все четче вырисовывающийся факт того, что проиграла не Армия, оставшаяся, несмотря ни на что, на своей высоте. Проиграли политика и дипломатия, отданные на откуп безродным циникам и предателям, а посему – проиграло общество, которое позволило им победить нас и отдать врагу огромный кусок родной земли. Проиграли все мы – и те, кто слепо верил и все еще верит своре подонков, и те, кто почти 3 года кричал об опасности их пребывания у власти. То, что случилось осенью – вина всех нас. То, что война, в которой нас изначально обрекли на поражение, продлилась целых полтора месяца, доказало: Армянская Армия по-прежнему остается самым состоявшимся институтом армянского государства.
Все тайное, что 44 дня скрывалось потоком чудовищной лжи, и становится явным после войны, доказывает именно это: Армия героически сражалась и не сдавалась. Доказывает, что Армия – это не верховные главнокомандующие, не генералы и даже не высокопоставленные офицеры. Армия – это прежде всего солдаты, сержанты и лейтенанты, которые боролись до конца, и отступали, только вынужденно подчиняясь команде сверху. Армия – это тот нескончаемый поток ополченцев и резервистов, которые, ни минуты не колеблясь, оставили безопасную жизнь, оставили своих детей и отправились защищать Родину. Армия – это те армяне из Диаспоры, кто оставил благополучную жизнь в богатых странах и преодолел тысячи километров в условиях пандемии, чтобы влиться в ряды защитников Родины.
Армия – это прежде всего народ, ее создающий и питающий самым дорогим – своими сыновьями. Армянская Армия в этом смысле – носительница особой миссии: находящаяся во вражеском окружении страна с менее чем тремя миллионами населения, но большой диаспорой, не имеет иного выбора, кроме как стать Нацией-Армией. Иначе – крах. Иначе – катастрофа и уничтожение государства. Иначе – то, что и пыталась и продолжает делать преступная власть во главе с главным выродком. Эта власть не только стремится лишить нас Родины и достоинства – эта власть вознамерилась лишить нас веры во все то, что столетиями было святым и незыблемо высоким. В том числе – веры в нашу Армию и ее силу.
Два с половиной года выродки старались убить то, что составляло глубинную суть армянского народа, и превратить нас в то, чем являются они сами. В этой последовательно выстроенной внешними врагами системе особая роль по понятным причинам отводилась дискредитации и максимальному ослаблению Армянской Армии. Важнейшая задача заключалась в том, чтобы сделать из Армии-победительницы народа-победителя – капитулировавшую, проигравшую, сдавшую территории, несостоятельную в военном смысле и дезорганизованную морально структуру. Безнадежную и не подлежащую восстановлению, неспособную защитить границы не только Арцаха, но и самой Армении. После захвата территорий это наверняка было и остается важнейшей задачей врагов внешних и внутренних, решение которой гарантирует невозможность для армянского народа встать с колен и попытаться вновь освободить свою Родину.
44 дня… 44 дня Армянская Армия воевала с вооруженной самым современным оружием армией Азербайджана и одной из самых сильных армий мира – турецкой, подкрепленных тысячами опытных сирийских террористов-головорезов. Воевала против мощнейших видов вооружений, будучи практически лишена этого оружия сама, воевала, несмотря на бездарность и несостоятельность командующих и царящий в верхах бардак. Несмотря на все то, что было заранее сделано изнутри для капитуляции – причем по возможности в короткие сроки. Воевала и отстаивала каждую боевую позицию, не сдаваясь до последнего солдата, не отступая даже после того, как верховный главный выродок объявил о капитуляции себя самого.
И ВСЕ – В УСЛОВИЯХ, КОГДА Армия Армении даже не вступала в бой, фактически не вмешивалась в военные действия. И все это – только силами Армии обороны Арцаха, 18-20-летних солдат-срочников, резервистов и ополченцев-участников Первой войны в возрасте от 50 и выше. Даже при таком раскладе многие территории были сданы врагу не Армией – властями. Сданы предательством, некомпетентностью, низостью и подлостью властей и генералов. Возможно, просто проданы.
Армянский солдат не капитулировал. Армянский солдат противостоял целых 44 дня мощнейшему удару многократно превосходящих по всем военным параметрам вражеских сил. Армянские солдаты – погибшие и выжившие, потерявшие здоровье и ставшие инвалидами доказали, что победить Армянскую Армию можно только предательством, только умышленным, последовательным ослаблением государственных институтов и извращением национальных ценностей. Именно этим и занималась два с половиной года власть, которую привели с целью капитуляции. Но не только 9 ноября - капитуляции как народа победителя. И превращения этого народа вновь в жертву, неспособную побеждать.
Осознание этих истин и еще очень многого из того, что произошло с нами за три последних года, а также того, что предшествовало и сделало все произошедшее осенью возможным, - единственный путь к извлечению уроков и к возвращению к самим себе – таким, какими мы были, когда победили. Армия – сколок общества, народа, и в этом смысле крайне, чрезвычайно важно понять, как могла Армянская Армия прийти к тому, чтобы исход сражений решал не армянский воин, а бездарь и предатель. Как могли армянские генералы соглашаться навешивать себе на грудь ордена и получать звания героев, когда рядовые сражались и погибали, не получая ни помощи, ни боеприпасов, ни грамотных приказов и профессионального руководства. Каким образом в Армии оказалось столько беспомощных офицеров, не способных организовать оборону на своей позиции. Где, на каком отрезке нашей государственности за 30 лет мы позволили этому губительному процессу начаться и привести к 9 ноября?
Эти 44 дня героического сопротивления – и есть залог возрождения Армянской Армии. 44 дня самоотверженности, мужества и силы духа – доказательство того, что у нас есть боеспособная и сильная Армия. Армия, которая сегодня тяжело ранена. Армия, возрождение которой зависит от нас самих. От народа, всегда считавшего Армию своим самым любимым детищем, питавшего ее самым дорогим – своими сыновьями. Нация-Армия обязана победить власть предателей – и это станет первым шагом на пути к будущим победам. Иначе не будет ни Армии, ни нации.
ВО ИМЯ ВСЕХ ПОГИБШИХ ЗА 29 ЛЕТ ВОИНОВ. Во имя тех, кто освободил Родину в 1994-м. Во имя тех, кто защищал ее все последующие годы, тех, кто отстоял родную землю в Апреле 2016-го. Тех, кто томится в плену, мечтая о возвращении. Тех, чьи тела все еще ждут погребения в родной земле. Во имя тех, кто и сегодня стоит на границах, не поддаваясь никаким провокациям и выполняя лишь одну, священную миссию охраны государства. Во имя всех защитников Родины мы говорим посягающим на Армения и Арцах: руки прочь от Армянской Армии!
С праздником, родная. Ты тяжело ранена, но не сломлена. Ты выстоишь и вновь встанешь на ноги, обретешь силу и уверенность в себе. Ты – это часть меня, нас всех - армянского народа, который идет из веков в века, и этот шаг не остановить никому. Во имя этой не прекращающейся поступи в вечности ты обречена побеждать, моя Нация-Армия.
Марина Григорян, "Голос Армении"