26 апреля в стенах Российско-Армянского (Славянского) университета с участием дипломатов, политиков, политологов, экономистов, историков прошла конференция на тему "Суверенитет и независимость: угрозы и вызовы для современной Армении", организованная исследовательско-аналитической общественной организацией "Интеграция и развитие", Евразийским экспертным клубом и РАУ.
Целью Запада был быстрый разгром армянских сил
Говоря о ситуации на Южном Кавказе и прошедшей войне, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, доктор исторических наук, президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов отметил, что азербайджанские власти много лет вели подготовку к военному решению карабахской проблемы, оказывали постоянное давление на Армению путем поддержания военной напряженности по всей линии разграничения, и уровень этой напряженности нарастал год от года.
"НАКАНУНЕ И ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ азербайджанскому руководству при поддержке Турции удалось добиться подавляющего военного, дипломатического, информационно-пропагандистского преимущества, которое определило неблагоприятный для армянской стороны исход военных действий, - сказал Крылов. - При этом ряд армянских политиков и российских экспертов, как например, директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин считают, что Азербайджан и Турция были лишь инструментом политики США, что поставленные задачи не ограничивались возвратом под азербайджанский контроль территории Нагорного Карабаха. По этой версии, главной целью Вашингтона и Лондона был быстрый по времени разгром армянских сил и выход к государственной границе, после которого на волне массового возмущения в Армении должна была произойти смена власти с разыгрыванием карты очередного "предательства" Россией армян и требованием вывода российских войск с территории Армении".
По словам Крылова, в пользу этой версии говорит не только молчание руководителей Франции, Германии, США, Великобритании и всего коллективного Запада во время военных действий, но и блокирование усилий России по скорейшему прекращению войны на международной арене (в том числе в СБ ООН). Внерегиональным игрокам не удалось добиться поставленных целей по причине затягивания военных действий из-за отчаянного сопротивления армянских сил в Нагорном Карабахе. У Москвы появилось время, чтобы добиться прекращения военных действий в формате трехстороннего диалога глав Азербайджана, Армении и России.
"Война 2020 года в Карабахе радикальным образом изменила ситуацию в регионе: усилились позиции Азербайджана, значительно возросло влияние Турции, - констатировал Крылов. - Принятие специального меморандума парламентом Турции законодательно оформило и сделало долговременным турецкое военное присутствие на территории Азербайджана. Однако турецким военным не был предоставлен статус миротворческого контингента в зоне конфликта (как того первоначально добивались Анкара и Баку), их роль была ограничена функциями наблюдателей в совместном Российско-турецком мониторинговом центре контроля за прекращением огня в Нагорном Карабахе, который расположен не в районах с армянским населением, а в перешедшем под азербайджанский контроль Агдаме. До начала военных действий общая площадь контролируемой властями НКР территории (НКР в "фактических границах") составляла примерно 11,5 тыс. кв. км. После войны эта территория сократилась до 3170 кв. км, ее безопасность обеспечивают российские миротворцы. Анкара и Баку заявили об окончании конфликта путем возврата всей спорной территории в состав Азербайджана. Однако Россия и другие сопредседатели МГ ОБСЕ высказались за дальнейшее обсуждение карабахской проблемы, подчеркнули "необходимость уделить особое внимание достижению окончательного, всеобъемлющего и устойчивого урегулирования на основе известных сторонам элементов и принципов".
Однако на ситуацию, по словам Крылова, продолжает оказывать влияние множество глобальных и региональных факторов, которые имеют противоречивый характер и делают будущие перспективы развития Южного Кавказа непредсказуемыми. При этом очевидно, что чем более напряженной будет международная ситуация и отношения России с США и коллективным Западом, тем сложнее будет стабилизировать ситуацию на Южном Кавказе и тем выше будет вероятность начала новых войн и конфликтов.
Выбор не между Россией и Европой, а между Россией и Турцией
"За прошедшие после войны месяцы ни о чем не говорилось так много и так эмоционально, как об императиве развивать армяно-российские отношения, - отметил политический аналитик, координатор Евразийского экспертного клуба Арам Сафарян.
- СПЕЦИАЛИСТЫ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКСПЕРТНОГО КЛУБА считают, что было бы правильно, развернуть в течение периода, предшествующего ожидаемым досрочным выборам, качественное обсуждение вопросов о будущем армяно-российского стратегического союза. Очень важно удержать предстоящие в ближайшие два месяца публичные обсуждения в конструктивном русле. И если угрозы, идущие от Турции и Азербайджана, более-менее ощутимы и понятны, другие угрозы, как, например, растущая бедность, отсутствие действительно приемлемой модели экономического развития, откладывание реформы силовых структур, неспособность разглядеть препоны на пути к восстановлению боеспособной армии, и т. п., начинают приобретать такую значимость, которая формирует целую цепь угроз и вызовов, нужны большие силы, чтобы их разрубить".
По словам Сафаряна, у Республики Армения нет разумной альтернативы процессу евразийской интеграции. "Хотелось бы напомнить, что одним локомотивом евразийской интеграции является Россия, а другим локомотивом евразийской интеграции тюркского мира (Великого Турана) — Турция, - констатировал эксперт. - Последние несколько столетий Россия и Турция периодически проходят через стадии прилива и отлива двусторонних отношений. Ясно, что нынешняя Россия, находящаяся в глобальной конфронтации с Западом, не желает идти на конфликт с Турцией и тюркским миром. Наоборот, в России думают почерпнуть пользу от управляемого совмещения этих параллельно идущих интеграционных процессов. Армянский народ никогда не выигрывал от конфликтов между Россией и Турцией и, по меньшей мере, глупо искать выгоду в вероятной новой русско-турецкой конфронтации. Усвоив горькие уроки истории, мы должны придать конструктивное и новое духовное содержание развитию армяно-российского стратегического союза, потому что только растущее политическое, экономическое и культурно-гуманитарное присутствие России в нашей стране способно свести к минимуму последствия ожидаемой турецко-азербайджанской экономической, а затем и политической экспансии. Сторонники нашей интеграции с Европой должны знать, что выбор, по большому счету, не между Россией и Европой, а между Россией и турецко-азербайджанским тандемом".
За новый союз сильной Армении с Россией
"После победы западного блока в холодной войне, приведшей к распаду СССР и формированию монополярного миропорядка, началась, скажем так, фаза глобального "беспорядка", обернувшаяся, в частности, для России неисчисляемыми бедствиями: эта была не только геополитическая, но и национальная, цивилизационная, социально – экономическая, научно – культурная и гуманитарная катастрофа, - отметил в своем выступлении на конференции директор Института сетевых исследований, член Евразийского экспертного клуба Гагик Арутюнян.
- НЕСКОЛЬКО В ИНОМ РЕЖИМЕ СОБЫТИЯ ПРОИСХОДИЛИ В АРМЕНИИ, в которой, благодаря сформированной во Второй республике национальной элите и развитому обществу, параллельно с запрограммированным разрушением, началась и закончилась победой борьба за освобождение Арцаха. Характерно, что даже в то тяжелое для России время в мае 1992 года маршал Шапошников предупредил Турцию о прямом участии в армяно-азербайджанском конфликте, заявив, что военное вмешательство этой страны поставит ситуацию на грань третьей мировой войны".
Что касается России, то, по словам эксперта, несмотря на то, что ей удалось преодолеть трудности и вернуть себе авторитет, тем не менее, она и по сей день пребывает в осадном положении и подвергается нападениям по всем фронтам жизнедеятельности. В гибридной войне Запада против России особое место занимают "цветные революции" в цивилизационно близких ей странах. Сначала эта была православная Грузия, где РФ удалось спасти от цветной напасти лишь Южную Осетию и Абхазию. Однако, с геополитической точки зрения, потеря Грузии, которая в 1801 – ом году вошла в состав Российской империи и тем самым спаслась от турецко – персидкого ига, конечно, была существенным уроном, что в заметной мере отразилась и на безопасности Армении.
"Однако наиболее болезненной для России оказалась "революция майдана" на Украине в 2014 году, - констатировал Г.Арутюнян. - России удалось спасти Крым и Донбасс с Луганском (заметим, что Крым для России означает то, что для Армении – Арцах), однако потери от этой революции для РФ были огромные. В итоге тотальной информационно – психологической обработки в украинском обществе стали доминировать ультралиберализм и радикальный национализм. И братские отношения между двумя народами сегодня заменились военными действиями друг против друга. Таким образом был реализован очередной этап плана по разделению этнически единых и в цивилизационном аспекте очень близких славянских народов, которые оказались на разных сторонах баррикад.
Примерно по такому же сценарию был организован и "бархатный" переворот в Армении. Общество было одурманено антикоррупционными лозунгами, а роль радикальных "бандеровцев" выполняли и выполняют радикалы "Сасна црер". Характерно, что после четырехдневной успешной для Армении войны в 2016 году они призвали народ к восстанию и захватили полицейский участок, но после сокрушительного поражения нашей страны в 2020 году скромно умолчали и ныне довольствуются предвыборными митингами. Такое поведение выглядит вполне логично: ведь главная задача была уже выполнена. Армения уже была захвачена реальными оккупантами в лице ставленника иностранных организаций Никола и его окружения, частью которого являются и "Сасна црер".
По мнению Арутюняна, для Армении союз с Россией является краеугольным камнем выживания и обеспечения безопасности.
"Сегодня именно благодаря действиям российских миротворцев сохранили свою жизнь и малую родину десятки тысяч наших соотечественников в Арцахе, - отметил эксперт. – При нынешних угрозах и вызовах для армянского мира, мы должны интерпретировать понятие суверенитета, определив его как государственное устройство, которое обеспечивает безопасность страны, сохраняет национальные, цивилизационные и религиозные ценности народа и способствует максимальному развитию его духовных и интеллектуальных способностей. Как показывает история, в близком к подобному состоянию в своей новой истории Армения пребывала исключительно при близких и тесных с Россией отношениях. Как достичь этих отношений – тема уже другого разговора, но во всех случаях создание в Армении движения "За новый союз сильной Армении с Россией" является шагом в этом направлении. Надеемся, что в скором времени движения подобного характера будут сформированы не только в славянских странах, но и в цивилизационно близкой нам всем Греции".
Зара Геворкян, "Голос Армении"