Есть ли на свете другая страна, в которой Министерство иностранных дел оказалось бы полностью выключенным из общественно-политической жизни в силу отсутствия хотя бы одного руководителя и официального представителя? Вряд ли. Армения времен Пашиняна и похабных внеочередных выборов оказалась лишенной внешнеполитического ведомства, а значит, отсутствия механизмов осуществления внешней политики государства. И это на фоне сложнейших и острейших проблем безопасностного характера, требующих тесного и непрерывного взаимодействия с иностранными партнерами.
ТЕПЕРЬ, ПОЛОЖА РУКУ НА СЕРДЦЕ, ответьте самим себе: кому это на руку? И кто сделал все для того, чтобы такая невероятная ситуация стала реальностью? 10 ноября, когда стало известно о постигшей нацию и государство катастрофе, в отставку ушел только сам глава МИД РА, даже его пресс-секретарь не оставила пост, и структура продолжала хотя бы подавать признаки жизни. Спустя 7 месяцев все руководство министерства ушло, и сегодня на фоне всеобщего бардака и хаоса госуправления, на фоне отпуска исполняющих обязанности главы и нескольких членов правительства, в условиях абсолютного бездействия Министерства обороны перед лицом вражеской агрессии МИДа у нас просто нет.
И не будет еще долго. В самом лучшем, чисто теоретическом случае спокойного, без сотрясений, без второго тура, без оспаривания итогов, без столкновений и без судебных разбирательств в КС развития событий министр будет назначен через месяц с небольшим. В худшем это затянется на куда больший срок, в течение которого государство будет лишено рычагов, инструментария и механизмов осуществления внешнеполитической деятельности. Позвольте утверждать с очень большой степенью вероятности, что Николу Пашиняну это выгодно по очень простой причине: это выгодно Алиеву. Голос Армении на международной арене заглушен на неопределенный срок - и даже с учетом слабости, неуверенности, недостаточной убедительности и адекватности событиям работы структуры это не может не сказаться на интересах, авторитете и репутации государства.
Самый простой и последний по времени пример. Вчера был взят в плен очередной армянский военнослужащий. Произошло это при весьма сомнительных обстоятельствах. Министерство обороны РА ограничилось очень коротким сообщением - дескать, он заблудился в тумане. Две строки сухого сообщения - и ни слова в защиту солдата, ни слова о требовании вернуть, ни слова о соответствующих международных конвенциях - даже ради проформы. Министерство обороны привыкло само и приучает нас жить в условиях постоянной опасности для жизни не только военнослужащих - в любой точке страны, но и нас, гражданских лиц.
НАПРИМЕР, МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ ДАВНО ЗАБЫЛО собственное предупреждение азербайджанскому руководству о том, что, дескать, если в "разумные сроки" их подразделения не покинут пределы РА, то они прибегнут к иным мерам. Минобороны при этом не соблаговолило предупредить всех, в том числе и граждан РА, что разумные сроки в понимании Вагаршака Арутюняна и Артака Давтяна (кстати, где этот горе-начгенштаба, что-то не видно его) - это бессрочность. Помнится, Пашинян сам с помпой заявлял о намерении обратиться в ООН, если, мол, обращение в ОДКБ окажется неэффективным… И что? Ничего - одно лишь обычное пашиняновское сотрясание воздуха и ложь, ложь, ложь…
Вернемся, однако, к МИД. С момента ухода в отставку Ара Айвазяна это ведомство не произнесло ни единого слова, кроме подтверждения отставок его четырех заместителей. Никто в министерстве не считает нужным реагировать на наглые разглагольствования Алиева и Байрамова, никто не пытается сделать заявление о взятом в плен армянском военнослужащем и обратиться в международные инстанции. Кому выгодна подобная ситуация? Правильно, Алиеву с Пашиняном.
МИД оказался в полном коллапсе на фоне сразу нескольких равнозначно острейших проблем. Это, во-первых, вопрос пленных, который еще месяц назад получил достаточно серьезный международный резонанс, - одна за другой принимались резолюции в разных странах и организациях. Давление на Алиева росло, и это было очевидно. В этом процессе усилия МИД были заметны, органично вплетаясь в параллельную активную работу омбудсмена РА и диаспоры.
ВОТ УЖЕ ДНЕЙ 10 (по сути, сразу после ухода Айвазяна), как все практически застыло - работает, как и прежде, один лишь Арман Татоян. Посмотрите, как моментально активизировался Баку: один за другим начинаются абсурдные и противоречащие всем международным правовым нормам судебные фарсы - попросту судилища над десятками армянских пленных. Официальный Ереван молчит. На территории РА убивают армянского военнослужащего. Официальный Ереван молчит. Взятые в плен на территории Армении (!!!) армянские военнослужащие не только не возвращаются, но перевозятся в Баку. Официальный Ереван молчит. Азербайджанские ВС крадут скот, терроризируют местное армянское население, стреляют в направлении граждан РА на территории Армении. Официальный Ереван молчит.
И почему бы, спрашивается, Баку не брать армянских военных в плен, если Алиеву все сходит с рук, а Пашинян занят совершенно иными проблемами? Назовите хотя бы одну причину не делать этого…
Посредники регулярно говорят о возобновлении работы Минской группы, о возможном визите сопредседателей на армяно-азербайджанскую границу, о необходимости обсуждения долгосрочного урегулирования конфликта и статуса Арцаха. Кто будет вести эту работу - невменяемый Пашинян? Кто будет встречаться с азербайджанским министром, если формирование правительства затянется на пару месяцев? Кто будет поддерживать контакты с коллегами из других стран, вести переговоры, информировать о ситуации, встречаться с аккредитованными послами? Только Байрамов, потому что в Ереване МИДа нет. Айвазян худо-бедно эту работу выполнял, теперь - некому. И никого в правительстве это вообще не волнует.
Кому это выгодно, если не Алиеву с Пашиняном?
Баку ускоренными темпами ведет целенаправленную работу по уничтожению, фальсификации и присвоению выдающихся памятников армянского культурно-исторического наследия на оккупированных территориях. Едва ли не каждую неделю появляются фотографии снятых куполов, снесенных крестов, "реставрирующихся" храмов, составляющих золотой фонд армянской культуры и Армянской церкви. До сих пор ЮНЕСКО так и не озаботилась организацией миссии в Арцах, дабы составить картину происходящего. Еще в ходе войны, а более активно - после завершения боевых действий об этой миссии говорят все, кому не лень, но Баку выступает против визита.
Кто, если не МИД РА и Национальная комиссия по ЮНЕСКО, председателем которой также был Ара Айвазян, должен вести работу в направлении того, чтобы добиться приезда миссии? Кто, если не МИД и упомянутая комиссия, должен доводить до соответствующих структур простейшую мысль о том, что, если Алиев запрещает въезд экспертов в Арцах, значит, ему есть что скрывать?
Эта работа фактически также оказалась замороженной как минимум на 1-2 месяца. Мы понимаем масштабы катастрофы и последствий также и в этих вопросах? Кому это выгодно, если не Алиеву с Пашиняном, который палец о палец не ударил и слова не вымолвил на эту тему ни разу после войны?
ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЙТЕ ПРИВЕСТИ аргументы в пользу того, что в интересах Никола иметь профессиональный и мало-мальски дееспособный МИД. Тем более что в нем работают не кайларасты, полностью подчиняющиеся ему с Алиевым, а люди, которые способны хотя бы раз заявить, например, о том, что вопрос Шуши никогда не обсуждался в ходе переговоров. Люди, которые - да, действительно полгода молча подчинялись ему и оказались неспособны - как, впрочем, и другие ключевые госчиновники - честно и откровенно представить обществу происходящее, но нашли в себе силы, пусть и непростительно запоздало, но хлопнуть дверью.
Заявление Айвазяна о невозможности согласиться с идеями, инициативами, "которые идут вразрез с нашей государственностью, нашими национальными и государственными интересами" было поддержано всеми четырьмя его заместителями, а значит, не может быть сомнений в наличии подобных идей и инициатив у власти. Следовательно, Пашиняну обезглавливание МИД только и только выгодно - чтобы не осталось в правительстве никого, кто может помешать ему осуществить планы Алиева и Эрдогана. Или на крайний случай намекнуть об этой опасности.
В сфере внешней политики Пашинян за последнее время сделал один-единственный шаг: назначил послом РА на Украине Владимира Карапетяна - весьма одиозную личность, фаворита Тер-Петросяна, согласно достоверным и неопровергнутым данным, являющегося контактным лицом для связи с Алиевым. Именно на Украину, потому что, согласно тем же данным, супруга этого одиозного лица встречается с представителями Алиева в Киеве. Это было жизненно важно для Пашиняна, и он это сделал.
Лилит Макунц еще раньше получила агреман и ждет не дождется выборов, чтобы укатить в США, не имея ни малейшего опыта дипломатической работы.
Верные псы, извиняюсь, послы в Киеве и Вашингтоне - это все, что нужно Пашиняну. Зачем ему целый МИД, тем более что все важнейшие переговоры последнего времени ведутся фактически в обход министерства? Зачем Армении вообще внешнеполитическое ведомство - точно так же, как зачем нам отдельные министерства - культуры, сельского хозяйства, диаспоры? Зачем нам вообще государство, когда есть Никол Пашинян?
Кому это выгодно? Догадайтесь сами.
Марина Григорян, "Голос Армении"