Конец декабря традиционно считается периодом подведения итогов уходящего года и формулирования надежд на будущее. Если детально подытожить 2021 год для Армении, то, признаем, надеждам места почти не останется. Ни одно событие, произошедшее в стране и вокруг нее в 2021-м, реального позитива в будущем не сулит. Безопасность, внешняя политика, внутренняя политика, экономика, социальная сфера, система управления и общественные настроения - везде регресс и стресс, везде потери и шоки, везде хаос и депрессия.
БЕЗОПАСНОСТЬ. В течение всего года действующая власть деморализовывала ее (безопасности) гаранта - армянскую армию как могла. Достаточно вспомнить лишь факт вторжения азербайджанских ВС на армянскую территорию без сопротивления, эпопею с возвращением армянских военнопленных и их уголовным преследованием на родине. Достаточно вспомнить про десятки погибших и раненых армянских военнослужащих в поствоенный период и о суперчастой смене военного начальства (за 2021-й сменилось 3 министра обороны). Все это иначе как подрывом системы безопасности страны трудно назвать.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. Перечислять все проблемы, возникшие на внешнеполитическом фронте, не будем. Отметим лишь последнюю и самую, пожалуй, опасную: старт процесса братания с агрессорами в лице Турции и Азербайджана - стран, не скрывающих своих территориальных претензий к Армении и мечтающих об исчезновении армянского государства с карты мира.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА. Что касается поведения властей, то здесь ситуацию можно обозначить как полнейший произвол, попытку подавления любых форм инакомыслия, отсутствие даже намека на демократию. Кстати, о "бастионе демократии". На оппозиционном фланге тоже ничего утешительного. Хотя бы по той простой причине, что стартовавший в начале года процесс спасения страны от антигосударственного и антинационального режима трансформировался в процесс сопротивления. Кроме того, прошедшие выборы и присутствие в парламенте оппозиции фактически дали формальный повод власти говорить о достижении внутренней стабильности при ее полном отсутствии в реальности.
ЭКОНОМИКА. Здесь можно вспомнить одни только обещания министра экономики обеспечить 319-процентный рост туризма или двузначный экономический рост, чтобы понять, насколько все было и остается запущенным. Можно вспомнить и стратегию правительства, в которой в качестве ключевого элемента экономического развития Армении в течение ближайших нескольких лет был зафиксирован экзотический приоритет - промышленное выращивание конопли. В целом с экономической точки зрения 2021-й был драматичным и плачевным в буквальном смысле этих слов.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. Беспрецедентный спад доходов населения и качества жизни, ставшие следствием колоссального роста цен, безусловно, самая яркая черта 2021-го в плане социального обеспечения. Что лучше может охарактеризовать социальное положение в стране, если не уровень бедности. А он (уровень) значительно вырос, даже по официальным данным.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ. В принципе здесь мало что изменилось. Бардак царит в этой сфере еще с 2018-го. Но под конец 2021-го он, пожалуй, был провозглашен легитимным. От всей мэрской истории основным впечатлением остается только это. По сути, управление столичным хозяйством было признано плохим только по той простой причине, что управляющий сбился с курса партии власти. Эта лучшая иллюстрация качества и эффективности дикой модели государственного управления, которой пользуется бархатно-молоточная власть.
Естественно, что все перечисленные и неперечисленные факторы нашли свое отражение в общественных настроениях. Апатия, разочарование, равнодушие и отчаянные попытки поиска лучшей жизни за пределами истерзанной родины. В 2021-м более 100 тысяч граждан Армении выбрали именно этот путь, купив билет в один конец.
Мрачно, безнадежно мрачно. Но без надежды все же жить нельзя. Она тем не менее есть. По крайней мере в плане судьбоносного для страны и народа вопроса на данном историческом этапе. Вопрос касается сохранения государственности, национальной идентичности, защиты жизненного пространства. Всего того, что сегодня находится под прямой угрозой, исходящей от азербайджано-турецкого тандема. Под угрозой азербайджанской военной агрессии и турецкой "мягкой силы" в виде экономической экспансии. Так вот слабым лучом надежды во мраке колоссальных потерь может, пожалуй, служить то обстоятельство, что большая их (потерь) часть - фактическая, еще не оформленная де-юре. А это значит, что пока можно надеяться на обратимость многих опаснейших процессов, ведущих страну и народ к финишной черте.
Ара Меликсетян, "Голос Армении"