Долго думали чиновники во главе с г-ном Керобяном над тем, что же так влияет на инфляцию и как ее обуздать, И - вуаля – додумались. Оказалось, что существенное влияние на инфляцию у нас оказывает запрет на импорт турецких товаров в Армению.
Инфляция, ох уж эта инфляция, которая "пожирает большую часть работы Минэкономики".
ПАРУ МЕСЯЦЕВ НАЗАД ГЛАВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ведомства страны Ваан Керобян именно пресловутый рост цен объявил главным виновником всех бед, заявив буквально следующее: «Результатом нашей работы должно стать улучшение жизни людей, а инфляция, можно сказать, пожирает большую часть нашей работы. Мы должны попытаться обуздать инфляцию с помощью инструментов, которые есть в нашем распоряжении».
Долго думали чиновники во главе с г-ном Керобяном над тем, что же так влияет на инфляцию и как ее обуздать, И - вуаля – додумались. Оказалось, что существенное влияние на инфляцию у нас оказывает запрет на импорт турецких товаров в Армению. Вот цитата из опубликованного на днях пресс-службой Минэкономики сообщения: «За последний год запрет на импорт турецких товаров оказал как положительное, так и негативное экономическое воздействие. Из положительных можно выделить создание ряда новых или расширение имеющихся производств в сфере легкой промышленности, строительства и производства мебели, а также в сельскохозяйственной отрасли. Однако главным негативным эффектом эмбарго является существенное влияние на инфляцию, что особенно проявилось в плане ряда потребительских товаров».
Никаких цифр, аналитических докладов, каких-либо экспертных оценок Минэкономики с целью профессионально обосновать экономическое воздействие действующего на протяжении прошлого года эмбарго на импорт турецких товаров не представил.
В итоге, всего лишь за день до завершения действия срока действия эмбарго, 30 декабря 2021 года Минэкономики объявило всем, в том числе и местным предпринимателям, которые создали импортозамещающие производства, что «в результате межведомственных обсуждений было принято решение не продлевать эмбарго на импорт турецких товаров».
Удар по адекватности, по авторитету…
Напомним, что о своем решении ввести эмбарго правительство заявило 20 октября 2020 года, дав импортерам ровно два месяца и 10 дней для того, чтобы как следует подготовиться. Последние, естественно, времени даром не теряли и по полной загрузили свои склады турецкими товарами, которые потом еще долгое время «красовались» на прилавках армянских магазинов.
НО АРМЯНСКИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ ТАКУЮ «РОСКОШЬ» не предоставили, не дав ни одного дня хотя бы для того, чтобы подготовиться к снятию эмбарго. Взамен Минэкономики цинично заявило: «Немало было обращений и просьб со стороны наших предпринимателей о снятии запрета на импорт турецких товаров».
Кто из армянских бизнесменов так рьяно обращался и просил, в ведомстве не уточнили. Уж точно это были не те предприниматели, которые заняты развитием отечественной экономики и производством армянских товаров, поскольку возмущению последних нет предела.
«Это провал, - оценил решение правительства о снятии эмбарго соучредитель экспертной группы «Export Armenia» Эмиль Степанян. – Это провал для всех тех структур, которые защищают промышленность Армении, защищают интересы малого и среднего бизнеса. Это провал для тех чиновников, которые пропагандируют равные правы для бизнеса. В конце концов, это провал проекта «Made in Armenia». Это провал отношения, которое государство демонстрирует к бизнесу. Это удар по адекватности, по авторитету…И это также своеобразная пощечина отечественному производителю. Но…имеем, что имеем».
Самый «удобный» момент
В свою очередь председатель Союза предпринимателей «Манташев» Ваграм Миракян полагает, что снятие эмбарго на импорт турецких товаров в Армению является исключительно политическим решением и не имеет под собой никаких экономических обоснований. На своей странице в Facebook он детально рассказал о том, какие преимущества получают турецкие товары при ввозе в Армению, что явно не дает повод для равной конкуренции с армянской продукцией.
ПЕРВОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО, ПО СЛОВАМ ГЛАВЫ СОЮЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ «Манташев», заключается в том, что перевозка турецких товаров в Армению производится по карго, то есть таможенные пошлины выплачиваются в расчете за килограмм товара. «К примеру, если импортировать из Турции обувь, то пошлины будем выплачивать за килограмм ввезенного товара, что несравнимо меньше той суммы, которую выплачивает, скажем, отечественный производитель обуви Sali в виде НДС и других налогов. Справедливости ради отмечу, что аналогичное преимущество в отношении отечественного производства дано также и китайским товарам», - указывает предприниматель.
Следующим преимуществом турецких товаров, продолжил он, является то, что турецкие компании гораздо более крупные и обладают колоссальным маркетинговым и инвестиционным бюджетами. Такой расклад предполагает, что при прочих равных условиях турецкие товары изначально будут иметь преимущество перед армянскими товарами.
«Это сравнимо с тем, что борца с весом в 54 кг свели с тяжеловесом в 110 кг и сказали, что правила игры для обоих одинаковы, так что деритесь. Наивно думать, что, сталкивая отечественного производителя с турецким, даем им возможность «свободно конкурировать», - анализирует ситуацию В.Миракян.
В качестве еще одного аргумента он указывает на низкую стоимость турецкой лиры, что сейчас дает турецким экспортерам огромное преимущество. Этим преимуществом турецких экспортеров наделили, конечно, не армянские власти, зато они нашли самый «удобный» момент для снятия эмбарго.
«Странная сложилась ситуация, когда совместные интересы правительства Турции и наших властей противоречат экономическим интересам Армении», - заключил предприниматель.
А что собираемся экспортировать?
И напоследок хотелось бы привести еще одну цитату из сообщения Минэкономики.
«ОЖИДАЕТСЯ, ЧТО ОТМЕНА ЗАПРЕТА НА ИМПОРТ турецких товаров по принципу взаимности создаст более благоприятные условия для экспорта армянских товаров».
Теперь вопрос: а что мы собираемся экспортировать, если сальдо нашего внешнего товарооборота традиционно отрицательное. То есть подавляющее количество товаров импортируем, а не вывозим отсюда. Сам министр экономии тоже прекрасно осведомлен о том, что большая часть нашего экспорта приходится на, так сказать, несложные товары, то есть с низкой добавленной стоимостью. Ровно месяц назад он заявил, что «около 60% экспортируемых из Армении товаров – это горнодобывающая продукция, плюс еще примерно 20% - первичная продукция, то есть опять-таки сырье, и всего лишь 10% приходится на товары средне и высокотехнологической сферы».
Поэтому перед тем, как снять эмбарго, рассуждая о создании благоприятных условий для нашего экспорта, надо для начала создать возможность с целью иметь то, что можем перевозить. Однако это требует от властей патриотизма и профессионализма, чего у них нет от слова «вообще».
Эдита Караханян, "Голос Армении"