На видеоконференции лидеров ОДКБ Никол Пашинян отважился и сказал, что в недавнем прошлом Армения тоже столкнулась с проблемой проникновения в регион террористов из-за рубежа. Алиев отреагировал быстро: в Арцахе возобновились обстрелы мирных жителей, в Баку начался суд над «армянскими террористами», которые в мае 2021-го якобы пытались взорвать газопровод Баку-Джейхан. Ну, тот самый газопровод, который во время войны так тщательно оберегали от ударов армянских ракет президент Армен Саркисян и экс-депутат Арман Бабаджанян.
МЕССИДЖИ АЛИЕВА НИКОЛУ ЯСНЫ: дескать, говорить - говори, да не заговаривайся… Тут примечателен разве что тот факт, что на фоне казахских событий Алиев стал гораздо менее словоохотливым. Почему - пока трудно сказать. Либо чего-то опасается, либо притаился в засаде. Но мессиджи послал, и Пашинян, думается, их уловил, как и все сигналы, которые Алиев прямо или косвенно посылал ему раньше.
Если связанный дружескими отношениями с лидерами ОДКБ Ильхам предпочитает молчать, чтобы не навлечь на свою страну революционную напасть, то Анкара продолжает активничать. И тоже послала четкий мессидж Пашиняну, сообщив о встрече министра обороны Турции Хулуси Акара с Сердаром Кылычем, назначенным переговорщиком с Ереваном от турецкой стороны. Это вообще-то забавное сообщение. Акар и Кылыч - члены одной правительственной команды и встречаться друг с другом могут хоть десять раз на дню. Но вот решили дать официальное сообщение. Это как если бы Ереван оповестил, что министр здравоохранения РА встретилась, скажем, с послом Армении в Болгарии.
Так что сообщение о встрече Акара с Кылычем - мессидж Пашиняну, причем четкий, о том, что Еревану не стоит рассчитывать на мягкое отношение, за ласковыми словами будут жесткие формулировки, устами Кылыча будет говорить Акар.
Каковы же мессиджи официального Еревана? Собственно, главный из них - это назначение спецпредставителем Рубена Рубиняна, который, путая кнопки, голосует за антироссийскую резолюцию в ПАСЕ, некоторое время проживал в Турции, проводя «исследования» на гранты турецких организаций, и на которого, без сомнений, есть досье в спецслужбах этой страны. Наверное, Пашиняну трудно было бы подобрать более удобного для Анкары переговорщика. Так что мессидж армянского премьера вполне ясен: готов сливать все, только оставьте в покое.
Полагаем, на переговорах с Анкарой надежда Пашиняна вовсе не Рубинян, а… Да, опять Москва. Никол уже переложил на Россию вопросы военнопленных, безопасности Арцаха, безопасности Армении…. А теперь не прочь переложить и вопрос нормализации армяно-турецких отношений.
По всей вероятности, так оно и будет с учетом того, что речь идет не просто о переговорах Турции с Арменией, а о переговорах Турции - члена НАТО с Арменией - членом ОДКБ. Того самого НАТО, где лидирует Вашингтон, которому Москва предъявила ультиматум о не расширении организации на Восток. Того самого ОДКБ, где лидирует Россия, в подбрюшье которой перед самым началом переговоров с американцами в Женеве вдруг заполыхал Казахстан.
Очень-очень большая игра с очень-очень большими ставками. И какое же у нас на этом фоне жалкое, если не сказать - ущербно-беззащитное правительство. Пожелать Рубиняну перед переговорами с Кылычем 14-го января реально можно только одно: постарайся хоть не сливать все слишком быстро.
Рубен Маргарян, "Голос Армении"