Случайно ли, что снижение в первые дни января наступившего года цен на бензин в Армении на 20-30 драмов, причем в условиях свирепствующей инфляции практически на все остальное, совпало день в день с беспорядками в Казахстане, изначально вызванными двойным ростом цен на сжиженный газ?
ПРАВИТЕЛЬСТВО ПАШИНЯНА ВООЧИЮ УВИДЕЛО, к чему может привести повышение цен на энергоносители и другие общественные услуги – воду, газ и электричество. Возможно, некоторое снижение цен на моторное топливо призвано компенсировать грядущие и уже действующие подорожания воды (с 1 января), электричества (с 1 февраля), газа (возможно, с 1 апреля), поскольку власти Армении (и не только они) усмотрели в казахстанских событиях прямое предупреждение себе. В Казахстане, кстати, уже ввели на полгода мораторий на повышение тарифов на услуги ЖКХ, заодно создав Центр по мониторингу цен на продукты питания. Но поставленный в начале вопрос о происходящем на рынке бензина в нашей стране, возможно, самый легкий. Есть и другие…
Очевидно, что с установлением в стране новой власти на рынке моторного топлива начались трансформации и перераспределения бизнеса, а именно то, чего Пашинян обещал ни в коем случае не делать. Во-первых, на рынке появился новый активный игрок – приближенный к властям олигарх-депутат Хачатур Сукиасян (Грзо), который начал заправлять сетью АЗС RAN Oil. По оценке некоторых экспертов, семейный бизнес Сукиасянов – новичок на рынке бензина, поэтому его менеджеры слабо разбираются в нюансах дела и ведут себя на нем, как слон в посудной лавке, или как, к примеру, вел себя в свое время известный нефтетрейдер Михаил Багдасаров, не брезговавший ничем ради получения возможно более "жирного куска" прибыли.
Во-вторых, на рынке нефтепродуктов Армении министром экономики Вааном Керобяном еще в августе 2021 года анонсировано появление нового игрока с новой сетью бензозаправок и современным уровнем сервиса на них. Речь, как выяснилось впоследствии, идет о зарегистрированной на Кипре оффшорной компании-нефтетрейдере Petrocas Energy Ltd., 49% которой принадлежат "Роснефти", а контрольный 51% - грузинскому предпринимателю Давиду Якобашвили и его партнерам.
Наш весьма, надо сказать, недалекий министр Керобян, уже вошедший в историю своими безграмотными оценками текущей экономической ситуации и несбывшимися прогнозами, воодушевленно сообщил о предстоящем входе на рынок указанной компании, которая намерена на базе армянских активов (АЗС) "Роснефти" модернизировать в нашей стране сеть из 22 (в дальнейшем - с ростом до 50) заправок. Совершенно не исключаем, что предметом воодушевления Керобяна могла служить возможность купить на бензозаправке… шоколадку. О других, более глубинных и серьезных вопросах, подоплеке указанной компании министр, как обычно, не имеет ни малейшего представления.
ИСТОЧНИКИ "ГА" НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ СООБЩИЛИ нам поистине сенсационную новость. Оказывается, в Армению, которая, как известно, является членом ЕАЭС, с неких пор перестали поступать из России беспошлинные нефтепродукты, в том числе бензин. Кстати, некоторые местные издания задаются вопросом, почему цены в Армении пошли на спад в то время, как в России, откуда в нашу страну импортируются 70-80% нефтепродуктов, бензин и дизтопливо, только дорожают. Ответ дан чуть выше: поставки нефтепродуктов из России в Армению практически сошли на нет.
Это может показаться странным с учетом того, что 49% компании Petrocas принадлежат "Роснефти", но, как нам удалось выяснить, всем заправляют там грузины, а участие российской государственной корпорации носит во многом формальный характер. Как бы то ни было, сегодня можно констатировать, что сбываются предсказания тех специалистов, которые предупреждали о рисках монополизации рынка бензина в Армении. В условиях отсутствия полного контроля со стороны государства – в первую очередь, со стороны ГКЗЭК РА (Госкомиссия по защите экономической конкуренции) – рынок бензина в Армении на сегодня находится в бесхозном, хаотическом состоянии, коим вовсю пользуются Грзо и грузины.
Уже сегодня бензин в Армению почти монопольно доставляет Petrocas, поскольку владеет нефтеналивным терминалом в грузинском Поти, а также заключила эксклюзивный договор с железными дорогами, который однозначно отдает предпочтение перевозкам нефтепродуктов, осуществляемым грузино-российским совместным предприятием. Между прочим, даже эксперты затрудняются сегодня ответить на простой вопрос: какое происхождение имеет импортируемый в Армению бензин, откуда его привозят? Выше уже отмечалось: не факт, что из России. Возможно, увеличены поставки из Ирана. Не исключен импорт из Азербайджана и Турции. Всякое может быть…
Таким образом, Армения на сегодня почти полностью зависит в вопросах поставки бензина от Petrocas, которая может делать с ценами все, что угодно: сегодня немного спустили, а с укреплением на внутреннем рынке нашей страны поднимут до небес. Монополия, как говорится, welcome! Правда, пока "большая игра" на рынке нефтепродуктов Армении не закончена, и "ГА" будет информировать своих читателей о более или менее значимых сдвигах в этой важнейшей сфере.
Ашот Арамян, "Голос Армении"