Нам уже не раз приходилось писать о том, что несмотря на декларированную бурную деятельность по восстановлению так называемых освобожденных территорий, Азербайджан сталкивается с большими проблемами финансового и социально-организационного свойства.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, А ТАКЖЕ эмоциональный фон событий годичной давности уже многократно подвигали Ильхама Алиева и его министров заявлять, что "возвращенные земли" под контролем Азербайджана ждет более счастливая судьба, нежели за все десятилетия их пребывания "под пятою армянства". Азербайджанские власти уверяли, что вопрос восстановления инфраструктуры, коммуникаций и заселения перешедших под их контроль районов будет в полном объеме решен в течение всего пары-тройки лет, поскольку, с одной стороны, Баку якобы обладает необходимыми финансовыми ресурсами, а с другой - он также активно занят разработкой программ по привлечению дополнительных инвестиций извне.
При этом речь шла не столько о восстановлении региона до общего уровня развития всего Азербайджана, сколько о якобы преображении его в сверхсовременную экономическую зону, насыщенную технологическими производственными кластерами, усеянную густой сетью передовых аграрных предприятий и напичканную суперкомфортабельными населенными пунктами. Все это, конечно же, звучало заманчиво для азербайджанского обывателя, понятия не имеющего, какой объем финансовых вложений на самом деле требуется для претворения алиевской сказки в быль, и какие революционные административные меры должны быть применены государством ради осуществления демографического оттока значительной части населения из столицы и других районов на "освобожденные территории".
Но наступил момент, когда даже в душу обывателя закрадываются сомнения по поводу состоятельности власти в деле преображения оккупированных карабахских земель. Время идет, но до сих пор из обещанного не сделано ничего. И вот здесь мы опять становимся очевидцами применения обычной для азербайджанской государственной пропаганды практики введения в заблуждение собственного населения ложными тезисами о причинах, помешавших власти сдержать очередное клятвенное обещание. Как несложно догадаться, и на сей раз всему виной армяне, "коварство" которых, дескать, заставило азербайджанское руководство повременить с осуществлением амбициозной программы по превращению "освобожденных земель" в "азербайджанскую Швейцарию".
Дело в том, что в последние месяцы с подачи президентской администрации азербайджанский агитпроп усердно распространяет тезис о том, что, оказывается, армяне в свое время так густо напичкали эти земли противопехотными и противотанковыми минами, что их массовую застройку и заселение придется отложить на годы, если не десятилетия, пока все пространство не будет основательно очищено от смертоносных зарядов. Дескать, жертвами подрыва на этих минах уже стали двести человек и трагические случаи продолжают иметь место, поскольку армяне передали азербайджанской стороне ложные или неточные карты, не дающие Баку возможности в оптимальные сроки справиться с задачей разминирования опасных зон.
Согласно азербайджанскому национальному агентству по разминированию ANAMA, "от армянских мин предстоит очистить 14000 квадратных километров территории, на что может уйти 13 лет напряженной работы". Якобы за год и два месяца после войны его сотрудниками было расчищено всего лишь 130 квадратных километров, а частями МО, МЧС и Госпогранслужбы республики – чуть более 70 квадратных километров.
В СУММЕ ЭТА ТЕРРИТОРИЯ – МИЗЕР ПО СРАВНЕНИЮ с оставшимися не расчищенными от мин зонами. И если учесть, что до сих пор азербайджанскими саперами было найдено и обезврежено 10472 противопехотных мин, 4775 противотанковых мин, а также 13214 неразорвавшихся снарядов, то по грубым подсчетам на еще ожидающих профилактики территориях сейчас якобы могут находиться до нескольких сот тысяч мин и снарядов, которые делают невозможным быстрое восстановление и скорое массовое заселение подконтрольных Баку земель Арцаха.
Азербайджанские пропагандисты сетуют, что, дескать, власти страны не раз обращались в международные инстанции с просьбой направить в помощь ANAMA специалистов из других стран, но те пока не проявляют особого рвения. Отреагировали лишь некоторые организации, да и то ограничившись либо консультативной помощью, либо передачей специальных средств по поиску замаскированных боезарядов. Например, Институт наследия Маршалла США (MLI) передал местному агентству десять специально обученных собак– миноискателей и планирует к 2023г. подарить еще десять.
Деятели азерпропа также приводят пример того, как президент Алиев на встрече с главой Еврокомиссии Шарлем Мишелем предложил европейским профильным структурам оказать техническую помощь Азербайджану в деле разминирования территорий, пообещав, что Баку компенсирует затраты европейцев из собственных средств. Якобы, вопрос медленного продвижения процесса разминирования упирается не в проблему отсутствия денег, а в объективную нехватку технических средств и кадров, необходимых для очистки от мин колоссальных территорий в оптимальные сроки.
В целом вся специфика перечисленных пропагандистами доводов свидетельствует о намерениях официального Баку скрыть свою несостоятельность в деле полноценного освоения отторгнутых от Арцаха районов и на годы вперед обеспечить аргументацию своей фактической бездеятельности. Так что раньше было время разбрасываться обещаниями, теперь - время от них открещиваться, пытаясь при этом сохранить лицо.
Однако весь вопрос в том, что проблемы Азербайджана не ограничатся одним только фактом продолжительного пребывания "освобожденных земель" в плачевном состоянии: экономическая проблема здесь естественным образом выливается в политическую. У самого Азербайджана нет требуемых капиталов и Баку явно раздражен осознанием того, что западные инвесторы, которых власти любыми способами стараются завлечь в Карабах, не горят желанием вкладываться в территории, где практически освоилась российская армия. Они не могут спрогнозировать планы русских в отношении региона, а также дальнейшую поведенческую линию армян, которые могут при определенных обстоятельствах попытаться оспорить результаты 44-ой войны.
То же самое можно сказать о китайских и иранских инвесторах, питающих сомнения насчет политического будущего региона, именуемого Баку "Восточный Зангезур". Неопределенность статуса и половинчатая, несбалансированная ситуация вокруг Республики Арцах лишают инвесторов уверенности в завтрашнем дне, следовательно, и спокойствия за судьбу гипотетически приобретенных здесь активов.
С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ДАННЫЕ ПОКАЗЫВАЮТ, что даже в случае закладки необходимой инфраструктуры и основания жилых поселков только незначительная часть так называемых беженцев готова будет вернуться в места прежнего проживания. Ощутимая часть этих людей находится в пенсионном возрасте, их дети уже фундаментально освоились на местах "временного проживания", а поколение до тридцати лет и вовсе не ассоциирует себя с карабахскими землями. Попытка силой переселить этот сегмент общества из Апшерона, Баку и Гянджи в "восточнозангезурскую глушь", где к тому же в любой момент опять могут вспыхнуть боевые действия, способна вызвать серьезные волнения в обществе и перерасти в беспорядки наподобие казахстанских.
На этом фоне высказанные несколько месяцев назад заверения одного из министров Алиеву об очередях на право переселения в "освобожденные районы" выглядят смехотворными. Ничем иным, как весьма неудачным пиаром ура-патриотических настроений в азербайджанском обществе, их не назовешь.
Мы уже писали, что сам Азербайджан в наступившем году, как, впрочем, и в прошлом, был вынужден выделить из бюджета страны катастрофически низкую для себя сумму на капитальное строительств в подконтрольных Баку районах Арцаха. Речь идет о 2,3 миллиардах манатов (приблизительно один миллиард долларов), что в целом составляет 50% от общей суммы, запланированной на капстроительство во всем Азербайджане в 2022г. А по подсчетам азербайджанских же экспертов и правительственных чиновников, на полноценное восстановления "пострадавших от армянской оккупации" территорий потребуется в общем сложности до 60 миллиардов долларов.
Сопоставление этих цифр показывает, что в еще недавнем прошлом азербайджанские власти слишком переоценили собственные возможности и потенциал "освобожденных земель" для привлечения туда иностранного капитала. Даже аграрной составляющей этого потенциала, которую можно было хотя бы частично использовать уже в прошлом году, Азербайджан не смог эффективно воспользоваться.
В этом контексте любопытны сообщения о том, что буквально на днях цены на хлеб в Азербайджане повысились аж на 50%. С целью сбалансировать стоимость зерна в стране и обеспечить продовольственную безопасность республики лично Ильхам Алиев в Киеве вел с Зеленским переговоры об аренде у Украины обширных пахотных земель. Согласитесь, странно выглядят эти договоренности на фоне расчетов азербайджанских специалистов, уверяющих, что карабахские земли могут на порядок повысить продовольственную безопасность Баку. Зачем, спрашивается, в таком случае обращаться за арендой земель к далекой Украине?
Получается, что, как утверждают некоторые армянские эксперты, Азербайджан действительно по разным причинам не в состоянии освоить отторгнутые у Арцаха районы и быстро добиться успеха в таком, казалось бы, не особо сложном кластере, как аграрный сектор.
Однако описанная картина все же останется неполной, если не добавить к ней одной существенной детали. Речь о заявлении Алиева в последнем интервью бакинским СМИ о том, что якобы в Карабахе под защитой русских проживает на данный момент всего лишь 27 000 человек. С учетом действительно неутешительных прогнозов в отношении перспективы освоения и заселения Азербайджаном захваченных территорий, становится понятно, почему Алиев скатывается до подобной бессовестной лжи.
СУТЬ В ТОМ, ЧТО АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ЛИДЕР не просто разочарован отсутствием фактов массового исхода армян из Арцаха, но и понимает, что в случае провала программы по возвращению азербайджанцев на места прежнего проживания позиции Баку по политическому решению карабахского вопроса в свою пользу будут сильно ослаблены.
Поражение не смогло сломить веру армян в отношении будущего своей страны и перспектив дальнейшего проживания на родной земле, тогда как выигравшим нынешний этап арцахского противостояния азербайджанцам пока не удается наладить процесс так называемой репатриации. В подобных условиях высокопарные заявления Баку о "вновь обретенной родине" могут остаться всего лишь словами, бросающими тень на правомочность претензий Азербайджана на историческое, культурно–цивилизационное и политическое наследие региона. И именно из этих основательных опасений проистекают пропагандируемые ложные данные о численности армян в Арцахе и о сотнях тысяч мин, якобы продлевающих на полтора десятка лет процесс репатриации и освоения территорий азербайджанцами.
Так что, несмотря на все еще подавленное состояние армянской общественности, ей следует четко различать реальность и блеф в декларируемых возможностях Азербайджана. Будущее региона полно сюрпризов.
Богдан Атанесян, "Голос Армении"