Для начала должен вам, сограждане, признаться: на днях я страшно разволновался, и вы должны меня понять. Нет, правда, залезает эдак простой обыватель с утра пораньше в интернет – поглядеть, что в стране и в мире творится. И вдруг – на тебе! Отставка! И какая! Такой человек ушел, без которого мы себе уже и жизни не представляли! Президент, Армен Саркисян!
ПЛОХО ЭТО БЫЛО ИЛИ ХОРОШО? ВОПРОС НЕВЕРНЫЙ. Это было не плохо и не хорошо, а неизбежно. И теперь Пашиняну предстоит подыскать кого-то на освободившееся место. Занятие это ему нравилось всегда. Есть люди, любящие переставлять мебель в своей квартире. Поменял местами диван с шифоньером – и жизнь как-то сразу стала краше. Возможно, это распространяется также и на одушевленную мебель.
Сегодня все стараются угадать, кого именно назначит (именно назначит, ибо говорить о выборах президента парламентом – наивно) Пашинян. Дело сие не такое уж и простое. Хорошо бы подыскать такого, которого по телевизору можно будет показывать без обмороков у населения, но откуда взять? Среди возможных кандидатов называются имена руководителя аппарата премьера, бывшего министра Араика Арутюняна, лидера "Светлой Армении" Эдмона Марукяна, Рубена Варданяна и других.
Ну, в окружении Пашиняна довольно мужей, в качестве президента способных напугать даже и неробкого человека. Например, каким умственным уровнем надо обладать, чтобы назначить президентом того же Араика Арутюняна, рассчитывая на радостное принятие гражданами подобной вести? Есть одна общечеловеческая ценность – люди, какой бы нации и культуры они ни были, терпеть не могут, когда их держат за дураков.
Как бы там ни было, даже в оппозиции сегодня активно ведутся консультации и обсуждения по данной повестке. Например, как заявил Айк Мамиджанян: "Если будет принято решение о выдвижении кандидата от оппозиции, то это должно быть сделано совместно – блоками "Честь имею" и "Армения".
Лично я с подобным подходом категорически не согласен. И я вам вот что скажу, сограждане. Оппозицию и общество выбор нового президента и весь этот шум в лакейской по названному поводу не должны интересовать абсолютно. Какая разница, кто из рюкзаков будет работать президентом у Пашиняна? Кто сомневается в том, что президентом станет личность, без остатка преданная лично Пашиняну и готовая, не задумываясь, исполнять все пожелания?
Повторяем, выбор нового президента не должен интересовать никого, кроме, пожалуй, сотрудников аппарата президента, которые крутятся в номенклатурных джунглях, среди всеобщего дарвинизма. Кто придет на смену Армену Саркисяну? Из какой стаи придет на смену? Как среагирует на твой запах? Тут заикой станешь от переживаний.
В 1967 году Шадрак Табмен был в пятый раз избран президентом африканской страны Либерия, получив все 100% голосов. В ходе своей инаугурации он ехал в лифте вместе с группой приближенных. Внезапно кто-то громко испортил воздух. "Это ты сделал?" – со смехом поинтересовался Табмен у своего вице-президента Уильяма Толберта. "Нет, босс, - ответил тот, - но если тебе нужно, сделаю!".
Приношу извинения за излишний натурализм этого рассказа австралийского дипломата Ричарда Уолкотта. Но мне эта история кажется ключом к пониманию политической ситуации не только в Либерии пятидесятилетней давности, но и в современной Армении.
Вы забыли заявление, сделанное Пашиняном пару дней назад? Напомню: "Должна быть политическая гармония между парламентом, правительством и президентом". При такой гармонии, о чем мы вообще говорим?
ДИКТАТОРЫ ОБОЖАЮТ ИДЕАЛЬНУЮ ГАРМОНИЮ. Когда Пашинян захватил власть в 2018 году, в его первом правительстве, если не забыли, были представители и "Процветающей Армении", и АРФ "Дашнакцутюн". А сегодня только Никол решает, кто и сколько должен работать в правительстве.
Когда в 1921 году Муссолини взял власть, вместе с ним в правительстве было только трое фашистов, остальные члены кабинета – умеренные, демократы или народные христиане. Но потом Муссолини быстро упразднил всех так называемых союзников.
Гитлер захватил власть с помощью националистов Гугенберга и стальных касок Зельдта, и в его первом правительстве помимо него самого было всего лишь два наци (Геринг и Фрик). Потом он уничтожил своих союзников. И настала полная гармония.
Но вернемся в нашу действительность, реальность, которая, как уже было неоднократно замечено, бывает выразительнее любого вымысла, и повторим вопрос: какая разница, кто будет работать президентом у Пашиняна? Чего это вы разволновались, сограждане? Конечно, было бы хорошо, если бы хоть раз власть показала, что хоть чудом, хоть по ошибке, хоть по вдохновению способна сделать что-нибудь по-человечески. Но ведь все знают, что этого не будет.
У оппозиции и граждан должна быть совершенно другая повестка. Например, та, которую 26 января сформулировал бывший депутат Рубен Акопян: "Мы объявим о дне митинга, и тот, кто придет на этот митинг, не должен идти домой. Другого способа избавиться от них нет. Сегодня рождается гражданин".
Каждодневное сопротивление и непрекращающаяся борьба – вот что спасут страну и народ. Другого способа действительно нет.
В пьесе Шварца "Дракон" Ланцелот, победив Дракона, обращается к абсолютно циничному негодяю по имени Генрих с упреком, а в ответ последний говорит: "Я лично ни в чем не виноват. Меня так учили…"
Ланцелот: "Всех учили, но зачем ты оказался первым учеником, скотина такая?".
Генрих: "Пойдем, папа. Он ругается".
"Дракон" – наивная пьеса. Генрихам на упреки наплевать. Они никогда не уходят сами. Им необходимо помочь.
Гагик Мкртчян, "Голос Армении"